Методическая разработка по теме "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Мансурова Елена Александровна

Методическая разработка по теме "Разделительный мягкий знак" для 2 класса общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими нарушения формирования письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи.

Тема: «Разделительный мягкий знак»

Цель:

Развитие у учащихся представления об акустическом и письменном образе слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

1. Развитие фонематических представлений по теме.

2. Развитие навыки слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и обогащение словарного запаса.

4. Совершенствование  навыков чтения и письма слов с разделительным мягким знаком.

5. Упражнение в составлении предложений.

6. Совершенствование навыков пространственной ориентировки.

7. Формирование навыка адекватной самооценки и планирования деятельности учащихся.

Ход занятия:

I. Приветствие.

II. Организационный момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации «Четвертый лишний»).

III. Повторение и обобщение  пройденного материала.

IV. Изучение нового материала по теме с использованием слайдов презентации. Общий итог.

V. Основная часть с использованием слайдов презентации.

1. Слоговой синтез слов с разделительным мягким знаком.

2. Физминутка (игра с мячом).

3. Звуко-буквенный анализ и синтез слов с разделительным мягким знаком.

4. Работа с предложением.

VI. Рефлексия.

Оборудование: мяч, мел, доска, тетради, канцелярские принадлежности, экран, ноутбук, проектор.

Задания для игры «Четвёртый лишний»:
*Кастрюля, виноград,
перья, санки.
*
Деревья, вишня, корзина, диван.

 *Семья, сапоги, вьюнок, листья.

*Друзья, соль, колье, гостья.

*Лось, коньки, тюлень, пьеса.

Задания для игры с мячом:

Тя-тья, би-бьи, вю-вью, ни-ньи, лю-лью, зя-зья, рё-рьё, си-сьи, ле-лье, мю-мью, дя-дья.

Этап занятия

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

I. Приветствие

Приветствует всех на мероприятии.

Заходят в класс, здороваются с логопедом и гостями.            Рассаживаются за парты.

II. Организационый момент (привлечение внимания к теме занятия через создание игровой ситуации «Четвертый лишний»).

Предлагает игру «Четвёртый лишний»:

*Варежки, печенье, петух, ножницы.
*Кастрюля, виноград,
перья, санки.
*
Деревья, вишня, корзина, диван.

 *Семья, сапоги, вьюнок, листья.

*Друзья, соль, колье, гостья.

*Лось, коньки, тюлень, пьеса.

Определяют в каждом наборе слов лишнее, объясняя свой выбор.

III. Повторение и обобщение  пройденного материала (игра с мячом).

Говорит: «Вы уже догадались, что сегодня мы продолжим изучать разделительный мягкий знак.

Давайте вспомним то, что мы уже изучили.

-В каком месте слова может оказаться разделительный мягкий знак?

-Какие звуки он разделяет?

-Какие гласные могут стоять после разделительного мягкого знака?

-Что происходит с йотированными гласными после разделительного мягкого знака?»

Слушают логопеда.

Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала по теме с использованием слайдов презентации. Общий итог.

Говорит: «Мы говорим на русском языке и даже не задумываемся о том, что многие слова пришли к нам из других языков. Такие слова называются заимствованными. И сейчас мы узнаем кое-что интересное. Взгляните на экран».

Просит одного из детей прочитать слова.

Задает вопросы: «Какие слова вам не знакомы? Что общего у этих слов?

Знакомит с лексическим значением слов, используя изображения на слайдах. Обращает внимание детей на написание транскрипции новых слов.

Далее предлагает детям открыть тетради, записать число и составленное предложение. Слова (демонстрируются на экране): бульон, с, почтальон, ел, шампиньонами.

Вывод: в словах  после разделительного мягкого знака могут быть гласные второго ряда или гласный [о].

Читает.

Предположительно отвечают, что не все слова знают. В словах есть разделительный мягкий знак, после которого стоит гласный [о].

Составляют и записывают, предварительно записав дату.

V. Основная часть с использованием слайдов презентации.

1.Слоговой синтез слов с разделительным мягким знаком.

Говорит: «В следующем задании составим и запишем слова с разделительным мягким знаком. Кто готов назвать первое слово?»

Демонстрирует слайд с заданием.

Слушают логопеда.

Кто готов, поднимает руку.

Дети по очереди проговаривают составленные слова и записывают, выделяя разделительный мягкий знак простым карандашом.

2. Физминутка (игра с мячом).

Предлагает игру с мячом.

Задания для игры с мячом:

Тя, би, вю, ни, лю, зя, рё, си, ле, мю, дя.

Играют. Возвращают мяч логопеду со слогом, содержащим разделительный мягкий знак: тья, бьи, вью, ньи, лью, зья, рьё, сьи, лье, мью, дья.

3.Звуко-буквенный анализ и синтез слов с разделительным мягким знаком.

Демонстрирует слайд с заданием.

Говорит: «Составим слова с разделительным мягким знаком и запишем их. Не забывайте о том, где расположен в слове разделительный мягкий знак, какие гласные за ним следуют. Эти знания помогут вам справиться с заданием.

*краткий звуко-буквенный анализ некоторых слов (самостоятельно).

Дети составляют и записывают слова.

4.Работа с предложением.

На экране незаконченные предложения. Логопед предлагает закончить их словами с разделительным мягким знаком. Логопед обращает внимание детей на большое количество других слов с разделительным мягким знаком, просит обобщить их.

Логопед информирует о ходе дальнейшей работы по данной теме.

Дети предлагают варианты предложений и записывают их.

Дети замечают имена с разделительным мягким знаком.

VI. Рефлексия

Говорит: «Наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какое задание было самым трудным? Какое – самым интересным?»
Логопед отмечает работу учеников, прощается с ними.

Отвечают на вопросы, оценивают задания, прощаются с гостями и логопедом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия , тема :"Дорожные знаки".

Конспект   занятия по внеурочной деятельности на тему "Дорожные знаки"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".

Мероприятие создано в рамках внеурочной деятельности и предназначено для использования во 2 классе. Носит воспитательный характер: учит доброму отношению к животным....

Методическая разработка урока: "Правописание мягкого знака на конце слова"

Цели урока:   уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных  звуков на письме;             разви...

методическая разработка внеклассного мероприятия «Дорожные знаки и светофор»

Внеклассное мероприятие "Дорожные знаки и светофор"  по ПДД для учеников начальной школы. Формирует знание и  о дорожных знаках и умение прменять правила безопасности поведения на дорогах.Во...

Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й класс

Методическая разработка урока "Разделительный мягкий знак". 2-й классЗадачи:·         Образовательные: o    формирование умения распоз...

Методическая разработка урока: Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед согласными

Правописание мягкого знака в конце и середине слова  перед согласными.Консект урокаПрезентацияСловарная работаКарточки с заданиямиРефлексия(итог)...

Методическая разработка занятия кружка "Мягкая игрушка" по теме: "Слон"

Описывается занятие в кружке "Мягкая игрушка". Как создается мягкая игрушка "Слон"....