Мастер-класс "Логопедические приемы в работе учителя начальных классов"
материал по логопедии

Бузина Ольга Руслановна

Мастер-класс "Логопедические приемы в  работе учителя начальных классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Логопедические приемы в  работе учителя начальных классов».

Цель: предоставление, обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта. 

Задачи: познакомить педагогов с логопедическими формами, методами, приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

Ход мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада нашей встрече!

Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так:

Послушай - ты узнаешь!

Посмотри - ты поймешь!

Сделай - ты научишься!

Скажите, каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию? 

Правильно, это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий.

Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической коррекции.

Именно поэтому В 2018 году я прошла профессиональную переподготовку по программе «Специальное (дефектологическое) образование : логопедия»

В своей работе я активно использует как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления; 

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

 Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.( катают  шарик Су -Джок между ладонями)

На спине иголки(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже(массажные движения мизинца)

на ежа похож.                       (катают щарик Су -Джок между ладонями).

Игры с массажным колечком

Что у шарика внутри?

Поскорее посмотри!

Ты колечко надевай и по пальчику катай.

Взад – вперёд, вперёд – назад

Пальчик будет очень рад!

(Дети поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.)

Спасибо, молодцы, у вас получилось. Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

 Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основателями кинезиологии являются  американские педагоги, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны.

Как справедливо заметил Мишель де Монтель мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.

В своей работе я применяю упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк такие как: "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д.

 Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика.

Александра Николаевна Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит».

 Следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которые значительно отличаются друг от друга.

 Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.  Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

 Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от « жизненного» тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный; количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.

Хочу вас познакомить и обучить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего школьного возраста.

«Часики»

Часики вперёд идут, 

За собою нас ведут.

И.п.- стоя, ноги слегка расставить. 

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох) 

2- взмах руками назад «так» (выдох) 

        «Петушок»

Крыльями взмахнул петух, 

Всех нас разбудил он вдруг. 

Встать прямо, ноги слегка расставить, 

руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть 

ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»

повторить 5-6 раз. 

«Самолетик»

Самолётик - самолёт  (разводим руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох) 

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание) 

Жу- жу -жу (делаем поворот вправо) 

Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встаем прямо, опустив руки)

Я налево полечу (поднимаем голову, вдох) 

Жу – жу – жу (делаетм поворот влево) 

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встаём прямо и опускает руки).

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, на уроках музыки и на уроках письма и математики как физкультминутки. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 -10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

А еще я использую элементы дыхательной гимнастики на уроках изобразительного искусства. И сейчас я предлагаю вам нарисовать картину в технике пятно кляксографии с применением элементов дыхательной гимнастики.

Этапы выполнения работы:

-  Наносим кляксу гуашевой или акварельной краской с помощью кисточки.

 -Затем опускаем пластиковую трубочку и раздуваем  кляксу в разных направлениях, наклоняя трубочку.

Такая техника рисования хорошо подходит для рисования веток, волос, солнечных лучей, причудливых цветов и т.д. Когда образ будет готов, можно дополнить его деталями, нарисованными фломастером или красками, например: листочки и ягодки для растений.

Рисование в такой технике оказывает арт-терапевтический эффект и хорошо развивает легкие, снижая риск возникновения кашля и бронхита.

Итог мастер- класса

 - Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей  повышается работоспособность,  улучшается качество образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы учителя начальных классов с одаренными детьми по развитию интеллектуальной деятельности

Предлагаемые задания могут быть использованы для развития активного, творческого мышления младших школьников. Главным принципом является применение полученных знаний в новых, нестандартных условиях, п...

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Диаграмма Опытно практическая работа по ВКР тема Использование приемов развития критического мышления на уроках родного литературного чтения. Методика разработанная учителем начальных классов Тюнгюлюнской СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Баишевой Е.Н

Критическое мышление ОПР по ВКР. Использование приемов критического мышления для формирования УУД у учащихся младших  классов. Отслеживание динамики развития уровня сформированности критического ...

Отчет по теме самообразования учителя начальных классов «Использование приемов эйдетики для формирования орфографической грамотности младших школьников»

Современные дети мало читают. Книге трудно соперничать с компьютерными играми. В лексику современного школьника приходят новые трудные для написания слова. Одним из способов решения проблемы является ...

Коррекционно-развивающие приемы в урочной деятельности учителя начальных классов

В данной презентации представлены некоторые корреционные приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, математики, чтения и др. для развития детей....

Достижение метапредметных результатов образования: методы и приемы работы (из опыта работы учителя начальных классов)

Учитель на уроке с использованием элементов метапредметного подхода является конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...