Формирование коммуникативных навыков у неговорящих детей с аутизмом.
статья по логопедии

Методическое исследование о влиянии канистерапии на формирование коммуникативных навыков у неговорящих детей с аутизмом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Канистерапия25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных навыков у неговорящих детей  с аутизмом

Коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности, позволяют успешно вступать в контакт с  людьми, осуществлять различные виды деятельности; они определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека. Исследованием коммуникативных умений занимались такие отечественные и зарубежные учёные как: А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,  Л.П. Буева, В.М. Соковкин и др.

На современном этапе развития специального образования первоочередной задачей становится развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вопросы адаптации и социализации. Особую группу  среди детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с сочетанной патологией,  с сочетанием   двух и более дефектов развития. 

Наиболее сложным дефектом (в плане обучения и  социальной адаптации) является сочетание интеллектуальной недостаточности с  аутизмом. Специфическими особенностями таких детей являются трудности  взаимоотношений с окружающими, зачастую отклонения  от норм поведения, и, как следствие,  - социальная  дезадаптация.  

Расстройство  коммуникативных навыков является одной из основных проблем в психическом развитии умственно отсталых детей. В процессе их социализации специалисты фиксируют у них неумение самостоятельно налаживать и поддерживать контакты с разными людьми. Характерными особенностями детей с нарушением интеллектуального развития являются:  низкая мотивация общения.

Не менее актуальной и значимой проблема формирования коммуникативных навыков  является и для детей с аутизмом.  Сложности в работе с такими детьми проявляются в том, что часть таких детей мутичны в речи, не пользуются активной речью как средством общения при сохранном слухе и без видимых органических нарушений речедвигательного аппарата.  Другие могут обладать достаточно развитой речью, но как средство коммуникации ее не используют.

Таким образом, основная задача в работе с умственно отсталыми детьми с аутизмом максимально адаптировать их в процесс социальной интеграции, и овладение коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в этом процессе.

Вместе с тем, методы и приемы, используемые в коррекционной работе с такими детьми не всегда эффективны.

Канис-терапия применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт.

Канис-терапи́я — метод лечения и социально-психологической реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Метод используют в медицинской и социальной реабилитации.

Целью нашего исследования было выявление уровня сформированности коммуникативных навыков у неговорящих детей с интеллектуальной недостаточностью и с аутизмом, а также определение условий их формирования при помощи метода канис-терапии.

Задачи:

  1. изучение и анализ психологической, педагогической, логопедической литературы по проблеме изучения особенностей формирования коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью и с аутизмом;
  2. выбор  методики  исследования;
  3. проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ экспериментальных данных, выявление особенностей  формирования коммуникативных навыков  у неговорящих детей с интеллектуальной недостаточностью  и с аутизмом;
  4. определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у  неговорящих детей с интеллектуальной недостаточностью  и с аутизмом с помощью метода канис-терапии;
  5. проведение обучающего эксперимента;
  6. оценка эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у неговорящих детей с аутизмом с помощью метода канис-терапии (контрольный эксперимент).

Гипотеза: учитывая данные о положительном эффекте канис–терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья,  можно предположить,  что эта терапия может оказывать положительный эффектна детей с интеллектуальной недостаточностью и с аутизмом, нормализуя коммуникативную, мотивационную, эмоциональную сферы, что в свою очередь, будет способствовать  формированию навыков социального взаимодействия.

Методика исследования учащихся была направлена на выявление уровней сформированности эмоциональной, мотивационной и коммуникативной сфер. Внутри каждой сферы выделены паттерны.

Взяты за основу именно эти сферы потому, что они тесно взаимосвязаны. Эмоции проявляются в первую очередь при взаимосвязи с интересными, яркими событиями. Положительные эмоции способствуют появлению  мотивации, на основе которой формируется коммуникативная деятельность.

Исследование состояло из констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.

В исследовании приняли участие 10 неговорящих учащихся с аутизмом 2 класса 8 вида с ТМН СНР в возрасте 7-8 лет (5 детей составили контрольную группу, 5 - экспериментальную).

Учащиеся контрольной группы обучались по программе Баряевой Л.Б. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что у детей контрольной и экспериментальной групп мотивационная сфера на очень низком уровне, преобладает сниженный эмоциональный фон, что оказывает отрицательное влияние на формирование коммуникативной сферы.

Результаты математико-статистической обработки результатов констатирующего эксперимента с использованием U-критерия Манна – Уитни показали,  что между уровнем сформированности коммуникационной, мотивационной, эмоциональной сфер у детей контрольной и экспериментальной групп отсутствуют статистически достоверные различия. Результаты сравнения по U- критерию U-критерий Манна Уитни приведены в Таблице 1.

С учащимися экспериментальной группы было разработано содержание логопедической работы при помощи метода канис-терапии, предполагающее определённую последовательную поэтапную работу на подготовительном, основном и завершающем этапах.

Подготовительный (адаптационный)  коррекционно-логопедический этап

 Задачи:

  1. Отработать установление контакта.
  2. Создать положительный или нейтральный образ собаки, снизить реакции избегания.
  3. Определить оптимальный индивидуальный уровень психофизиологических нагрузок.
  4. Подготовить учащегося к основному этапу реабилитации, устранить барьеры в общении, индивидуально скорректировать учебную программу.  

Основной коррекционно - логопедический этап.

Задачи:

  1. Вовлечение ребенка в игру.
  2. Инициация желаний, обогащение сенсорной среды.
  3. Создание условий для проявления положительных эмоций.
  4. Активизация вербального общения.
  5. Осознание ребенком происходящего и развитие социального поведения. 

Завершающий коррекционно-логопедический этап.        

Задачи:

  1. Закрепить достигнутые результаты.
  2. Завершить формирование навыков.

По результатам контрольного и экспериментального исследования видно, что уровни сформированности коммуникативной, эмоциональной и мотивационной сфер значительно отличаются.

По результатам исследования учащиеся контрольной группы показали незначительную динамику (диапазон баллов от 0,2 до 0,1), показатели на начало и конец года остались практически неизменными, чего нельзя сказать об экспериментальной группе. Показатели детей экспериментальной группы отличаются значительной  динамикой.

Показатели коммуникативной сферы у учащихся экспериментальной группы улучшились на 1,6 балла: при встрече с собакой у учащихся появлялось желание контактировать с ней: подходить, гладить, кормить, расчесывать, погулять; выполняли инструкции педагога, активизируя и стимулируя речь при выполнении команд, игр с собакой, назывании амуниции.

Показатели эмоциональной сферы улучшились на 1,2 балла: у учащихся на протяжении всего занятия преобладал положительный фон настроения, который выражался в улыбках, реакции радости, смехе, подпрыгивании, похлопывании в ладоши. Важным положительным эффектом явилось снижение тревоги, страха и числа стереотипических действий. Положительные результаты достаточно устойчиво сохранялись после завершения занятий, что отмечалось другими педагогами и родителями.

Показатели мотивационной сферы улучшились на 1,6 балла: учащиеся проявляли желание заниматься на протяжении всего занятия, проявляли устойчивый интерес к собакам, активно выполняли задания.

Для сравнения степени выраженности показателей в экспериментальных выборках с учетом статистической значимости различий использовался непараметрический U-критерий Манна Уитни.

Результаты данной обработки с использованием U-критерия Манна – Уитни показали,  следующее:

  • различия между уровнем сформированности коммуникационной, мотивационной, эмоциональной сфер у детей контрольной и экспериментальной групп после обучения статистически достоверны (при p ˂0,05);
  • существует статистическая значимость различия между уровнем сформированности коммуникационной и мотивационной сфер  у детей экспериментальной группы до и после обучения (при p ˂0,05),  по эмоциональной сфере различия выявлены на уровне тенденции.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.

  1. Реабилитация средствами канис-терапии оказала положительное влияние на коммуникативную сферу учащихся за счет  эмоциональной и мотивационной сфер.
  2. Достигнуты существенные успехи по актуализации в активной речи новых слов, введенных на занятиях.

Одним из наиболее значимых показателей коррекционно-развивающей работы является появление речи этих детей. Безусловно, слова, которые продуцировали дети, имели узко ситуативный характер, отличались спецификой, обусловленной тематикой занятия. Однако считаем это явление значимым как начало появления речевых реакций в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Таким образом, можно сказать, что канис-терапия, в определенной мере, явилась толчком к появлению первых осознанных и целенаправленных речевых реакций ребенка в ходе сотрудничества с педагогами. Можно ожидать положительного эффекта при дальнейшем вызывании и стимулировании речи в ходе использования канис-терапии.

  1. Использование данного метода позволило создать комфортную для ребенка атмосферу, способствующую его максимальной самореализации.
  2. Положительный эффект от канис-терапевтического воздействия сохранялся после окончания уроков, что отмечалось педагогами класса.
  3. Канис-терапия способствовала включению учащихся в социальное взаимодействие.

Перспективы: на следующем этапе реабилитации достижение лучших результатов возможно путем повышения активности канис-терапевтов на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

Программа формирования коммуникативных навыков учащихся в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Задачи: ·       Формирование культуры общения и поведения;·...

Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости в условиях стационарного учреждения

За последнее время в современном обществе произошли большие изменения в отношении к детям с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Многие специалисты считают, что, возможности успешной со...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С АУТИЗМОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен опыт развития коммуникативных навыков у аутичного школьника учителем начальных классов. Представлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное применение известных в корр...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

В статье рассматривается актуальный вопрос развития коммуникативных качеств у детей,  страдающих аутизмом. Представлена диагностика когнитивных, лингвистических, коммуникативных способностей дете...

Реферат на тему "Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом"

Организация коммуникативного пространства ребенка с РДА с использованием        технологии воспитания в различных видах социальной деятельности...