Развитие словаря прилагательных у школьников с ЗПР
консультация по логопедии (2 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В консультации приведены примеры упражнений для развития словарного запаса имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovarya_prilagatelnyh_u_shkolnikov_s_zpr.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей    

Развитие словаря прилагательных у школьников с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся  специфическими трудностями обучения.

     Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)

     Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

     Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития (ЗПР) должно сочетаться с наглядной опорой.

     Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

     Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

     Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

     У детей с задержкой психического развития более сохранно нагляднодейственное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

     Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах… Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов - памяти, восприятия, эмоций. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и лексико- грамматического строя речи.

На ранних этапах овладении языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень.

Таким образом, овладение словообразованием осуществляется на oснове мыслительных операций анализа, сравнения, синтеза, обобщения и предпочитает достаточно широкий уровень интеллектуального и речевого развития. Словарь ученика может рассматриваться в качестве национального языка. Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений и памяти) расширения контактов с окружающим, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Трудности, выявленные в ходе изучения словаря прилагательных у детей с задержкой психического развития объясняются их поздним усвоением в онтогенезе. Полученные данные сопоставляются с мнением исследователей о преимущественной несформированности антонимии, синонимии у школьников с задержкой психического развития.

С учетом этих факторов формирование словаря прилагательных проводится по следующим направлениям:

- расширение объема словаря прилагательных параллельно с расширением представлений об окружающей действительности (цвете, величине, форме, признаках высоты, толщины) на основе умения сравнивать предметы по различным признакам; формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти и др.);

Последовательность  работы по обогащению словаря прилагательных должна учитывать частотный словарь детей младшего школьного возраста, а также выявленные особенности словаря прилагательных школьников с задержкой психического развития.

- уточнение значений слов;

- формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);

- организация семантических полей, лексической системы;

      Однако не все компоненты словаря прилагательных у школьников с ЗПР  нарушены равномерно. Так, наименее сформированными являются функции группировки слов, синонимии, антонимии. Наиболее сформированным является пассивный словарь.

В связи с этим,  мы учитываем неравномерность трудностей в овладении словарём прилагательных и  предлагаем строить  направления работы с учетом уровня сформированности данной функции (от наименее сформированной функции – к более сохранной).

Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у младших школьников может осуществляться по следующим направлениям:

1. Развитие словаря обобщающих слов;

2. Обогащение словаря синонимов;

3. Обогащение словаря антонимов;

4. Развитие активного словаря прилагательных;

5. Развитие пассивного словаря прилагательных.

1 направлениеРазвитие пассивного словаря прилагательных;

Задачи:        

- Обогащение пассивного словаря прилагательных;

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

 Примерные виды заданий:

1. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.

Содержание: предлагается несколько картинок с животными, из которых требуется выбрать подходящую.

Например:

Я большой, грозный, с длинной гривой (лев)

Я пятнистый, высокий, с тонкой шеей (жираф).

Я рыжая, шустрая, люблю орехи

Я большой, серый с длинным хоботом (слон)

Я серенький, маленький с длинным хвостиком (мышонок)

Я с длинной шеей, горбатый и тонкими ногами (верблюд)

Я рыжая, хитрая, с пушистым хвостом (лиса)

2.Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Содержание: предлагается выбрать предмет по его описанию.

Например:

Это овощ. Длинный, зеленый, хрустящий (Огурец)

Это овощ. Красный, круглый, вкусный. Что это? (Помидор)

Это овощ. Оранжевая, длинная, хрустящая (Морковь)

2 направление.Активизация и обогащение словаря прилагательных

Задачи:

- Актуализация и обогащение словаря прилагательных;

Примерные виды заданий:

1. «Назови лишнее слово».

Содержание: детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.

Крепкий, надежный, далекий, прочный;

Смелый, звонкий, храбрый, отважный;

Ломкий, долгий, хрупкий, слабый;

Глубокий, печальный, грустный, унылый.

Старый, дряхлый, изношенный, маленький, ветхий

2. Уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного.

Ответы на вопросы «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Например: Цветок (какой он?) – синий, голубой, васильковый, нежный, красивый, изящный, полевой.

3. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «какой», «какая?», «какие?», «какое?»

Содержание: Дети должны подобрать как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.

Идет (какой?) дождик

Дождик – весенний, теплый, колкий, мокрый, долгий, грибной.

3  направлениеОбогащение словаря антонимов.

а) развитие пассивного словаря антонимов

Задачи:

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные задания:

1.Выбрать из трех слов два слова – «неприятеля»

Содержание: Предлагаются картинки, из которых надо выбрать слова - «неприятели»

Большой, низкий, маленький

Длинный, большой, короткий

Радость, грусть, смех

Брать, поднимать, опускать

Большой, высокий, низкий

День, сутки, ночь

б) Активизация и закрепление словаря антонимов

Задачи:

 - Актуализация антонимов

- Развитие связной речи

- Развитие слухового внимания и памяти

Примерные виды заданий:

1. Игра «Я начну, а ты закончи предложение».

Содержание: Предлагаются предложения, которые надо продолжить словом - «неприятелем»

Камень тяжелый, а пушинка…

Летом тепло, а зимой…

Белка скачет быстро, а улитка ползает…

Сметана густая, а молоко…

Днем светло, а ночью…

Фея добрая, а ведьма…

Слон большой, а комар…

Сахар сладкий, а горчица…

Лев храбрый, а заяц…

Дерево высокое, а куст…

Ручеек узкий, а река…

Сегодня мне весело, а вчера было…

2. Игра «Сравни!».

        По вкусу: лимон и конфету.

        По цвету: снег и сажу.

        По высоте: дерево и куст.

        По толщине: канат и нитку.

        По ширине: реку и ручеек.

        По возрасту: ребенка и старика.

        По весу: камень и пушинку.

        По размеру: слон и мышь.

3. Игра с мячом «Скажи наоборот».

 К данным словам придумать слова - «неприятели».

Большой

новый

молодой-

высокий

острый -

веселый

кислый

сухой

добрый

смелый

здоровый

чистый

4 НаправлениеОбогащение словаря синонимов

Задачи:

- Развитие синонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

а) развитие пассивного словаря синоним

Примерные виды заданий:

1. Выбрать из трех слов два слова - «приятеля».

Крепкий, веселый, прочный;

Слабый, неловкий, неуклюжий;

Большой, огромный, красивый;

Храбрый, звонкий, смелый;

Глубокий, печальный, грустный.

б) Развитие активного словаря синоним

- Развитие антонимии

- Развитие словесно-логического мышления;

- Развитие слухового внимания и памяти

- Развитие связной речи

Примерные виды заданий:

1. Игра «Придумай предложение».

Придумать предложение с каждым из слов – «приятелей».

Большой – громадный – огромный;

быстрый – скорый – стремительный;

неловкий – неуклюжий – нескладный;

ненастный – пасмурный – радостный.

2. Добавить одно общее слово к двум словам

Мяч, яблоко – какие?

Желтый, кислый – что?

Сахар, мед – какие?

Снег, лед – какие?

Вода, молоко – какие?

Активация и закрепление словаря синонимов

Задачи:

- Актуализация синонимов

- Развитие синонимии

- Развитие слухового внимания и памяти

Игра «Как сказать?»

Как сказать о плохой погоде? (пасмурная, облачная, дождливая, холодная)

1. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос: «Какой заяц?», и бросает мяч обратно логопеду. Если слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет к условной линии. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, пугливый, длинноухий).

«Какая шубка у зайца?» (летом серая, зимой белая, пушистая, гладкая, мягкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, плохое, хорошее).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

5 направление. Уточнение связи прилагательных с существительными.

1. Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Взошло (какое?) солнце…

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце – яркое, большое, летнее, весеннее, зимнее, блестящее, красное, багровое, веселое, улыбающееся, радостное).

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», по теме «Весна» (ранняя, поздняя); зима; осень; лето

Солнце (какое?)… дождь, земля, небо, ветер, трава, облака, листья, день, сосулька, ручей, снег, воздух, погода, трава, ночь…

Каждое направление осуществляется в два этапа, сначала обогащается пассивный словарь детей, затем идет активизация и закрепление лексикона. Итак, дорогу осилит идущий!

Удачи Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Овладение ребенком системой словообразования посвящены исследования многих учёных.  Отмечается, что овладение ребенком процессом словообразования представляет собой сложный процесс, в...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР НА ЛИПУЧКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В статье рассказывается об особенностях активного и пассивного словаря младших школьников с умственной отсталостью. Даны методические рекомендации по использованию игр налипучках для преодоления неддо...

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.

Методическая разработка учителя-логопеда по формированию словаря прилагательных у младших школьников с задержкой психического развития.      Под понятием «задержка психи...

"Актуальность развития предикативного словаря у младших школьников"

Развитие предикативного словаря у младших школьников влияет на формирование вербально-логического и логического мышления, способности анализировать информацию. Полноценное владение предикативным слова...

Развитие словаря младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и лексических упражнений. Консультация для педагогов.

Острой проблемой для ОУ, реализующих основные образовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениям...