Использование специальных педагогических приемов инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ
статья по логопедии

Шабалина Наталья Валериановна

Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ у детей с ОВЗ, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Своеобразие познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью   по мнению многих педагогов (Марии Семёновны Певзнер, Маргариты Николаевны Перовой, Елены Дмитриевны Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»

 «Использование специальных педагогических приемов

инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ»

Автор: Шабалина Наталья Валериановна

Должность: учитель-логопед

с.Казанское

На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.

        Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ у детей с ОВЗ, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Своеобразие познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью   по мнению многих педагогов (Марии Семёновны Певзнер, Маргариты Николаевны Перовой, Елены Дмитриевны Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения.

В деятельность педагога   входит:

1) диагностика уровня развития ребенка

2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка

3) отслеживание динамики развития ребенка

4) взаимодействие со специалистами и родителями

5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка

6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.

Основные направления коррекционной работы

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

 - развитие навыков каллиграфии;

- развитие артикуляционной моторики

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 - развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развитие пространственных представлений ориентации;

 - развитие представлений о времени;

- развитие слухового внимания и памяти;

- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей

4. Развитие различных видов мышления:

 - развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)

6. Развитие речи, овладение техникой речи

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Основные направления коррекционной работы:

1.Совершенствование движений и сенсо - моторного развития

 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

3. Развитие основных мыслительных операций

4 Развитие различных видов мышления

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

6. Развитие речи, овладение техникой речи

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Пример постановки коррекционно - развивающей цели:

1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении;

2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.

Для поддержания внимания необходимо: На этапе организационного момента проводить дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания у детей. На каждом занятии  выделять наиболее сложные ситуации, в которых учащимся требуется помощь; не лишая работу посильной трудности, постараться предотвращать возможные неудачи у детей. При этом подчеркивать малейшие достижения детей, что повышает их уверенность в своих силах и несомненно способствует усилению внимания к предмету. При решении различных практических задач ставить детей  в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя. Внимание очень заметно повышается при сопоставлении ожидаемых и проверяемых результатов. Такой способ работы важен в том отношении, что он позволяет детям выяснять и опровергать неправильные представления, возникшие в результате самостоятельных наблюдений или в самостоятельной деятельности, все это способствует тому, что знания становятся более осознанными. 

        Использование коррекционно - развивающих упражнений  в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.

Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношения взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосфера предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе - слагаемые психогигиенического воздействия на ученика

Реализация возможностей современных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.

Грамотное сочетание традиционных средств  с применением интерактивного обучения решает многие проблемы в обучении детей с ОВЗ. 

Литература:

1.Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –

М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

2.Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // начальная школа. – 1985. - № 5. – с. 37.

3.Зак А.З. Занимательные задачи для развития умственных действий // Начальная школа. – 1986. – № 6. – с. 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО

Заседание методического объединения учителей начальных классов. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ  Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО  . Деятельн...

«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения( из опыта работы ) "

Доклад на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Использование современных педагогических технологий"....

Статья "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения в 1 классе"

В статье  говорится о разнообразии современных образовательных технологий,   способствующих повышению качества обучения и  уровня  мотивации учеников....