Использование специальных педагогических приемов инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ
статья по логопедии
Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ у детей с ОВЗ, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Своеобразие познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью по мнению многих педагогов (Марии Семёновны Певзнер, Маргариты Николаевны Перовой, Елены Дмитриевны Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа-интернат»
«Использование специальных педагогических приемов
инновационной направленности в обучении детей с ОВЗ»
Автор: Шабалина Наталья Валериановна
Должность: учитель-логопед
с.Казанское
На сегодняшний день в области специального образования одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии.
Для эффективного усвоения учебной программы необходимы специальные упражнения, предполагающие комплексную работу сразу нескольких анализаторов. Проблема заключается в том, что в коррекционной подготовке не существует готовых коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие ВПФ у детей с ОВЗ, либо выполняющих компенсаторную функцию, а использование просто дидактических приемов и методов передачи учебной информации не всегда позволяет справиться с поставленной задачей. Своеобразие познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью по мнению многих педагогов (Марии Семёновны Певзнер, Маргариты Николаевны Перовой, Елены Дмитриевны Худенко и др.) определило коррекционную направленность их обучения.
В деятельность педагога входит:
1) диагностика уровня развития ребенка
2) составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка
3) отслеживание динамики развития ребенка
4) взаимодействие со специалистами и родителями
5) охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка
6) реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.
Каждая форма педагогического общения должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.)
6. Развитие речи, овладение техникой речи
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Основные направления коррекционной работы:
1.Совершенствование движений и сенсо - моторного развития
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
3. Развитие основных мыслительных операций
4 Развитие различных видов мышления
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
6. Развитие речи, овладение техникой речи
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
Пример постановки коррекционно - развивающей цели:
1) развивать слуховое восприятие учащихся на основе упражнений в узнавании и соотнесении;
2) корректировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.
Для поддержания внимания необходимо: На этапе организационного момента проводить дидактические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания у детей. На каждом занятии выделять наиболее сложные ситуации, в которых учащимся требуется помощь; не лишая работу посильной трудности, постараться предотвращать возможные неудачи у детей. При этом подчеркивать малейшие достижения детей, что повышает их уверенность в своих силах и несомненно способствует усилению внимания к предмету. При решении различных практических задач ставить детей в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя. Внимание очень заметно повышается при сопоставлении ожидаемых и проверяемых результатов. Такой способ работы важен в том отношении, что он позволяет детям выяснять и опровергать неправильные представления, возникшие в результате самостоятельных наблюдений или в самостоятельной деятельности, все это способствует тому, что знания становятся более осознанными.
Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.
Создание благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношения взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосфера предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе - слагаемые психогигиенического воздействия на ученика
Реализация возможностей современных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения.
Грамотное сочетание традиционных средств с применением интерактивного обучения решает многие проблемы в обучении детей с ОВЗ.
Литература:
1.Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –
М. : Дрофа, 2007. – 213 с.
2.Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // начальная школа. – 1985. - № 5. – с. 37.
3.Зак А.З. Занимательные задачи для развития умственных действий // Начальная школа. – 1986. – № 6. – с. 29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/14/picture-366911-1387011994.jpg)
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО
Заседание методического объединения учителей начальных классов. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО . Деятельн...
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/16/picture-925319-1494959544.jpg)
«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-979693-1513244493.jpg)
Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения( из опыта работы ) "
Доклад на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Использование современных педагогических технологий"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-174282-1513260749.jpg)
Статья "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения в 1 классе"
В статье говорится о разнообразии современных образовательных технологий, способствующих повышению качества обучения и уровня мотивации учеников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-206438-1361350629.jpg)
Выступление на МО начальных классов по теме: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения"
Использование современных педагогических технологий в процессе обучения...
Доклад на ШМО по теме:«Использование современных педагогических технологий в процессе обучения младших школьников»
Современные технологии обучения в начальной школе (из опыта работы)...