игры на формирование лексико-грамматического строя речи
картотека по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Фрагменты занятия на формирование

лексико-грамматического строя речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko_-grammatich_stroya_rechi.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагменты занятия на формирование

лексико-грамматического строя речи

  1. «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

  1. «Что в корзинке?»

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

  1. «Соберем фрукты в саду»

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

  1. «Кто больше, а кто меньше?»

Цель: упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины животных. Использовать в игре свои знания о величине диких и домашних животных. Определить величину животного для свободной клетки на карточке в зависимости от расположения рядом двух животных, т.е. найти большее или меньшее по величине, чем они.

Оборудование: картинки с силуэтным изображением (примерно одинаковой величины) знакомых животных (мышь, кошка, собака, корова, свинья, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж). Часть картинок — в двух экземплярах. Парные карточки, на одной из которых изображены животные в двух клетках, начиная с крупного, а на другой, наоборот, — с маленького, и по две одинаковых картинки с животными для каждой пары карточек: слон — лев, лев — слон, носорог — носорог (две одинаковых картинки на одной карточке), орел — голубь, утка-— воробей, гусь — курица, верблюд — осел, утка — ворона, лось — кабан.

Ход игры Логопед напоминает детям, что они знают много животных, и спрашивает, одинаковые они или разные по величине. Кто больше — корова или коза? Волк или заяц? Показывает детям несколько картинок с разными животными и говорит: «На этих картинках все животные нарисованы почти одинаковыми по величине (показывает кошку и мышку). То мы то знаем, что кошка больше мышки, а заяц ... (меньше медведя)». Показывает их изображения. Предлагает детям поиграть в игру «Кто больше, а кто меньше».

Раздает детям по 2 картинки. Картинка с изображением кошки кладется на середину стола, рядом с ней — карточка с двумя полосками. Предлагает детям посмотреть на свои картинки и выбрать животное меньше кошки по величине (еж, мышь, белка, воробей, голубь). Выбранное животное следует сравнить с кошкой и сказать так: «Еж меньше, чем кошка», — и положить эту картинку на верхнюю полоску карточки. Кто ошибется, получит свою картинку назад. Дети по очереди сравнивают выбранное животное с кошкой. Потом все вместе перечисляют животных, меньших по величине, чем кошка. Логопед: «А теперь покажите тех животных, которые больше кошки». Дети называют животное и сравнивают его по величине с кошкой: «Лиса больше, чем кошка...» и т. д. Потом дети все вместе называют животных на нижней полоске карточки, которые крупнее кошки. Затем логопед кладет все картинки на середину стола и предлагает детям взять по одной, на которой изображено животное, живущее в лесу (дикое), и сравнить его с зайцем по величине. Выкладывает перед детьми изображение зайца. Дети поочередно подкладывают свою картинку к зайцу и сравнивают своего животного с ним: «Волк больше, чем заяц». Другой ребенок: «Еж меньше, чем заяц». После сравнения картинка ребенка убирается.

  1. «Что у нас получится?»

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Оборудование: цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек.

Ход игры. Логопед кладет на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы — красного, синего, желтого и зеленого цветов, а для детей средней группы — оранжевого, розового, голубого, серого. Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось? — «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздает детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т.п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились желтые носки, красные туфли, зеленые брюки...) Дети средней группы могут получить сразу по 4 карточки. Вариантом игры для них может быть такое задание: «Назовите те предметы, про которые можно сказать: красная, синяя, зеленая, желтая или красное, синее, зеленое, желтое и т. д. (цвета могут быть другими).

  1. «Чего не стало?»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.

Оборудование: карточки с изображениями предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек.

Ход игры. Логопед раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запомнить, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках, для этого надо тихо или про себя назвать предметы. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить, каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало двух яблок, не стало одного мячика и т. д.). Потом откроете свою карточку и, если правильно ответили, получите фишку». Игра продолжается еще несколько конов, логопед может добавить 1-2 карточки или поменять 1-2 карточки у ребенка, И опять логопед отмечает, что слова, обозначающие число и названия предметов, снова изменили свои окончания.

  1. «Чьи эти вещи?»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья.

Оборудование: картинки с изображениями членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки. Предметы быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др.

Ход игры. Логопед показывает детям 6 карточек с изображениями членов семьи и спрашивает, кто нарисован на картинках. Каким, словом можно назвать всех этих людей? Предлагает детям дать имя девочке и мальчику (например, Маша и Коля обращает внимание на их возраст (девочка — школьница, а мальчик — еще малыш или наоборот). Далее логопед рассказывает, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи, и показывает коробку с множеством предметов быта. Логопед: «Нам нужно узнать, чьи эти вещи: бабушкины, дедушкины, мамины, папины, Машины или Колины, и разложить их рядом с ними». Воспитатель может каждому и грающему по его желанию дать изображение того или иного члена семьи или перевернуть картинки лицевой стороной вниз, перемешать их и предложить взять любую. Затем показывает предмет быта и спрашивает у детей средней группы: «Чьи это очки?» и т. д. Ответы детей могут быть такими: «мамино платье», «бабушкин зонтик», «дедушкины очки». Может сразу показывать по два предмета, принадлежащими разным членам семьи (мужской и женский головные уборы или предметы одежды для мальчика и девочки и т.п.). Если вещь может принадлежать разным членам семьи (очки, зонты и т.п.), то логопед отдает картинку тому, кто первый назвал, кому она принадлежит, или дает 2-й экземпляр другому играющему, определившему, чья эта вещь. Когда дети разложат вещи возле их владельцев, тогда логопед предлагает поочередно перечислить их и сказать, чьи они (трость, кресло, очки, чашка, фартук, клубок ниток - бабушкины). Остальные играющие определяют, все ли бабушкины вещи попали к ней или кто-то ошибся и отдал их другому члену семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи.

Упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи....

Формирование лексико-грамматического строя речи у учащихся на уроках, коррекционных занятий

Выступление на семинаре учителей - логопедов ГБС(К)ОУ школы-интерната №1 Vвида Краснодарского края с опытом работы по "Формирование лексико-грамматического строя речи у учащихся на уроках, коррекционн...

Упражнения и игры для развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

   Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи с ней не справиться. Для детей с общим недоразвитием речи  нарушение грамматического строя реч...

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Нарушения речи :-чувство неуверенности-чувство неполноценности-причиной ст...

Дидактическая игра по развитию лексико – грамматического строя речи детей 7-8 лет «Ромашка»

Материал для обогащения словарного запаса детей, формирование грамматических представлений, закрепление правильного, отчётливого произношения звуков в словах и фразах....

Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).

Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...