Особенности речевого развития обучающихся с ЗПР
презентация урока для интерактивной доски по логопедии

Швецова Майя Михайловна
О

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_u_zpr.pptx573.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Специфика речевого развития у младших школьников с задержкой психического развития» МОУ СОШ №15 г. Комсомольск-на-Амуре Подготовила: учитель-логопед Швецова М.М.

Слайд 2

Факторы, влияющие на особенности речевого развития: 1. Недоразвитие и поражение мозговых структур. Слабость замыкательной функции коры головного мозга. Медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах.

Слайд 3

У учащиеся начальных классов с ЗПР наблюдаются следующие речевые особенности: 1. не различают звуки речи; 2. не разграничивают слова, произносимые окружающими; 3. нечётко воспринимают речь окружающих; 4. отмечается замедленное развитие моторики, в том числе и речевой; 5. неточный слуховой и кинестетический контроль;

Слайд 4

6. Ограниченность представлений об окружающем мире. 7. Ограниченность речевых контактов; 8. Снижение мотивации и потребности в речевом общении. 9. Аномалии в строении речевого аппарата( ринолалия ), наличие парезов, параличей (дизартрия) и др.

Слайд 5

Недоразвитие познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи : - нарушение фонематического восприятия; -трудности овладение семантической стороной речи, усвоения языковых закономерностей, формирования языковых обобщений; -грубое нарушение программирования речевой деятельности (внутренняя программа речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение результата с предварительным замыслом).

Слайд 8

Произносительная сторона речи - трудности тонкой моторной дифференциации; -нарушение слуховой дифференциации; - н есформированность слухового и кинестетического контроля; -аномалии в строении артикуляционного аппарата. Замены одного звука другим, сходных по звучанию и артикуляции. Чаще всего : С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Л-ЛЬ, Р-РЬ. Пропуск звука (при его отсутствии) Искажения Искажение звуко -слоговой структуры слова(нарушение количества, последовательности слогов, пропуск букв)

Слайд 9

Лексический компонент б едность словарного запаса и неточность употребления слов; преобладание пассивного словаря над активным, трудности актуализации словаря; п реобладание в речи имён существительных, глаголов, местоимений; использование им. существительных в неспецифических значениях: туфли( тапочки, кроссовки, босоножки и др .); н арушение процесса организации семантических полей, замена слов внутри одной семантической группы; ограниченность в применении имён прилагательных, наречий; называние признаков предметов в основном по сходству ; различий не понимают и не назыают ; отсутствие слов обобщающего характера

Слайд 10

Грамматический строй речи наличие большого количества аграмматизмов (искажения в употреблении падежей, смешения предлогов, неправильные согласования существительного, и числительного, существительного и прилагательного); н аиболее сформированными являются формы именительного, родительного и винительного падежей; у своение грамматических форм в импрессивной речи осуществляется раньше, чем в экспрессивной; Падежные множественного числа усваиваются труднее, чем падежные окончания единственного числа; трудности словообразования (прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательные формы, использование приемущественно суффиксального способа словообразования(- ик , - очек , -чик, - онок , - енок , ок ,- ят , -к;)

Слайд 11

Связная речь- развёрнутое изложение определённого содержания. Для неё характерна логичность, последовательность, грамматическое оформление. У обучающихся отмечается: - вопросно-ответная форма речи; -при пересказе обучающиеся добавляют несуществующие детали; рассказы состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого; -пропускают важные части текста;

Слайд 12

-могут передать содержание правильно в пределах прочитанных 2-3 предложений; в 1 классе-одного; не понимают причинно-следственных связей (как правило ); составляют рассказ по картине с трудом, в отличие от пересказа прочитанного текста ; - при порождении связных высказываний нуждаются в постоянной стимулирующей помощи взрослого, требуются наводящие вопросы.

Слайд 13

Особенности коррекционной работы Основываться на принцип поэтапного формирования умственных действий для перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к организации действия во внутреннем плане; р абота над связной речью осуществляется практически на всех уроках, но более оптимальные условия создаются на уроках развития речи при изучении окружающего мира; р ечь, обращённая к ученику, должна быть правильной и лаконичной, учитель не должен быть многословен; п ри обучении связному высказыванию (в том числе при изучении правила, использовать алгоритмы составления связного высказывания, учить составлять план и пользоваться им); к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.

Слайд 14

Нечёткие представления о звуко -слоговой структуре слова Неотчётливые представления о морфологической структуре Нарушение анализа структуры предложения Дефекты звукопроизношения Пропуски, перестановки, замены букв Аграмматизмы , искажения префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме Пропуск слов, слитное их написание, раздельное написание слов Обуславливают большое количество ошибок Особенности развития письменной речи

Слайд 15

Артикуляторно -акустическая –отражение на письме неправильного звукопроизношения(как произносит, так и пишет)-замены , пропуски букв. Акустическая - при нарушении слуховой дифференциации звуков(страдает фонемное распознавание):В=Ф, С=Ш,Ц=С, Ч=ТЬ; замены гласных(даже в ударном положении О=У (туча-точа); Аграмматическая - искажение морфологической структуры слова, замена префиксов, суффиксов, флексий, нарушение согласований, предложно=падежных конструкций (трудности в конструировании сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении) Оптическая-недоразвитие- зрительного гнозиса , пространственных представлений (ошибки в написании элементов букв; зеркальное письмо, написание лишних элементов

Слайд 16

о Одним из показателей успешной адаптации человека в обществе является его умение воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи. Поэтому одним из центральных звеньев в системе коррекции личности умственно отсталых детей является работа по формированию речевых умений и навыков. Она осуществляетя на всех уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников

Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....

Особенности речевого развития учащихся

Данная статья посвящена особенностям речевого развития и формированию словаря учащихся коррекционных школ VIII вида....

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"

Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)...