Памятка для учителя по выделению специфических ошибок
материал по логопедии (1 класс)

Столбихина Марина Васильевна

Памятка для учителя по выделению специфических ошибок

(советы логопеда)

 

I. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1) аграмматизм - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

 

II. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуск букв и слогов - «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
  2. перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
  3. недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
  5. искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
  7. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
  8. замена одной буквы на другую - «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
  9. нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

 

Кроме того, во избежание недоразумений учитель должен знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедическом занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки.

Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с нарушениями письменной речи, благоприятного психологического климата на уроке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для учителя по выделению специфических ошибок

(советы логопеда)

I. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1) аграмматизм - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

2) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

II. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. пропуск букв и слогов - «прошла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
  2. перестановка букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
  3. недописывание букв и слогов - «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
  4. наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
  5. искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
  6. слитное написание слов и их произвольное деление - «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
  7. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
  8. замена одной буквы на другую - «трюх» (трех); «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
  9. нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Кроме того, во избежание недоразумений учитель должен знать, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедическом занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, активность, желание работать и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Поэтому ученик, неудовлетворительно успевающий в классе, на логопедических занятиях может получать положительные оценки.

Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с нарушениями письменной речи, благоприятного психологического климата на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ"

Статья предназначена родителям слабоуспевающих младших школьников, с целью повышения эффективности логопедических занятий....

Презентация " Коррекция специфических ошибок на уровне слова в 3 - 4 классе по теме Слова с безударными гласными в корне слов"

Презентация  включена в урок по этой теме. На данном уроке деди тренируются в подборе проверочных сло, где безударная гласная стоит в ударной позиции....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Об учете специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией

Рекомендации к учету специфических ошибок у детей с нарушениями письменной речи...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов по устранению специфических ошибок при нарушении чтения и письма у младших школьников

Статья содержит описание взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов при работе с младшими школьниками. Приведены логопедические задания, которые можно применить на уроках русского язы...

Практические рекомендации учителя-логопеда учителю начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС

Практический материал для учителей начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме у учащихся начальных классов...