Нейропсихологические приёмы в коррекции дисграфии
статья по логопедии (1, 2, 3 класс)

Максименко Елена Витальевна

В статье даётся обзор видов дисграфии согласно нейропсихологической классификации. Приводятся примеры игр и упражнений, которые помогают в коррекции психических процессов, лежащих в основе формирования навыков письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neiropsihologicheskie_priemy-statya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропсихологические приёмы в коррекции дисграфии

Письмо как особый вид графомоторной деятельности является сложным навыком. Процесс письма невозможен без согласованной работы различных анализаторов: речедвигательного, речеслухового, речезрительного, двигательного. Работа этих анализаторов тесно связана и взаимообусловлена.

Процесс письма всегда начинается с побуждения, мотива и замысла. Затем следует сложнейшая операция по анализу звуковой структуры слова, выделению фонем. Следующая операция заключается в соотнесении выделенной из слова фонемы с определённым зрительным образом буквы. Для того, чтобы различение графически сходных букв происходило без ошибок, требуется сформированность зрительного анализа и синтеза, а также пространственных представлений. Завершающая операция процесса письма – моторная – заключается в воспроизведении зрительного образа буквы с помощью движений ведущей руки.

Для овладения навыком письма учащемуся требуется достаточный уровень развития речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать трудности освоения навыков письменной речи и даже дисграфию.

В нейропсихологии выделяется три вида дисграфии, согласно количеству блоков мозга, выделенных А.Р. Лурия (А.Р. Лурия, 1973).

1. Дисграфия, обусловленная трудностями поддержания активного состояния коры головного мозга. У таких учащихся повышена утомляемость, снижен уровень работоспособности, плохо автоматизируется навык письма. На часто сопутствующем фоне утомления учащийся медленно пишет, совершает разнообразные ошибки, с трудом удерживает рабочий тонус мышц. Размеры букв, наклон, ровность строки, нажим колеблются в зависимости от утомления.

2. Зрительно-пространственная дисграфия. Обусловлена трудностями оперирования пространственной информацией. Проявляется в нарушении ориентировки на листе бумаги, колебаниях наклона, ширины и высоты букв, в нарушении порядка букв, зеркальности при написании букв, заменах зрительно похожих букв.

3. Регуляторная дисграфия. Вызвана недостаточной сформированностью функций программирования и контроля действий. При этом варианте часто встречаются пропуски слов, слогов, букв, элементов букв, возникает инертное повторение и вставки букв, слов. Возможны также контаминации, то есть сплав нескольких слов, антиципации или предвосхищения (например, колхозные – холхозные).

Любая произвольная операция затрачивает энергию, при этом мозг человека располагает ограниченным количеством энергии. А.Р. Лурия выделил первый функциональный блок мозга – блок регуляции тонуса и бодрствования (подкорковые отделы, ретикулярная формация, таламус, гипоталамус) (А.Р.Лурия, 1973). Этот блок обеспечивает тонус коры, необходимый для осуществления целенаправленной деятельности.

Примеры упражнений, направленных на активизацию энергетического потенциала (А.В. Семенович, 2017).

1. Дыхательная гимнастика Стрельниковой (А.Н. Стрельникова. Цит. по Т.Ю. Амосовой, 2008).

2. «Дутибол» - на середину стола кладётся мячик, двое игроков по сигналу дуют на мяч, стараясь задуть его в ворота противника.

3. Хлопки в ладоши под ритмическую музыку.

4. Упражнение на внимание «Правильно-неправильно». Педагог говорит: «Сейчас я буду называть части тела правильно, а показывать неправильно. Вы должны у себя показывать правильно, то есть как я говорю». Второй вариант – наоборот, учащиеся должны делать так, как взрослый показывает, а не говорит (педагог делает правильно, а говорит неправильно).

5. Игры с мячом. Например, взрослый кидает мяч и называет месяц, а учащийся ловит мяч и говорит, к какому времени года относится этот месяц.

6. Упражнения для формирования базовых сенсомоторных взаимодействий с опорой на графическую деятельность. Например, «Картины»: делим доску пополам, учащийся рисует картинку сначала отдельно каждой рукой, потом одновременно двумя руками. Порядок рисования следующий: большой квадрат; в квадрате солнце с лучами; облака; чайка или несколько чаек; волны.

Когда заходит речь о пространственных представлениях, то подразумевается, что это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, форме, величине, относительном расположении объектов. Пространственная организация мира представлена человеку в трёх основных составляющих: реальное пространство, аналогичные ему представления о пространстве во внутреннем плане и так называемое квазипространство. Последнее понимается как некоторая упорядоченность в системах знаков и символов, например, представления о времени, понимание логико-грамматических конструкций. Пространственные представления связаны с работой височно-теменно-затылочной области коры головного мозга (зоны ТПО), в которой происходит перекрытие отделов мозга по переработке зрительной, тактильной и слуховой информации.

Примеры упражнений для развития пространственных функций (Сунцова А.В., Курдюкова С.В., 2016).

1. «Робот» - учащийся исполняет роль робота, стараясь правильно выполнять инструкции. Например, «один шаг влево, поворот направо, два шага вперёд»… Вариация «сломанный робот» - учащийся с точностью до наоборот выполняет инструкции.

2. «Зеркало» - необходимо копировать позы сидящего/стоящего напротив взрослого с таким условием, что всё, что он делает левой рукой, необходимо повторить левой рукой и т.д.

3. «Объект Х» - найти объект на поле с символами, следуя инструкции, написанной на карточке. Например, «слева от объекта находится буква, справа – знак, над и под объектом – цифры».

4. «Переводчик, или слова из Зазеркалья» - педагог называет учащемуся слово, а он должен записать его или произнести справа налево. Также можно предложить учащемуся переводить русские слова на язык страны Зазеркалья.

5. Графическое воспроизведение направлений. В тетрадях обозначены четыре точки (заранее размечаются педагогом). Необходимо поставить знак «+»: от первой точки - снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвёртой – справа.

Для профилактики и коррекции регуляторной дисграфии необходимы упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы. Примеры упражнений (Практическая нейропсихология, 2016).

1. «Парад» - маршировать на счёт «раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз», во втором – на счёт «два» и т.д.

2. «Запретная буква» - В обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слова, в составе которых есть «запретная буква». Например, заранее оговорено, что запретная буква будет «м». Количество запретных букв можно увеличить.

3. «Кодировщик» - необходимо поднять правую руку, если услышишь название животного, левую – если это название съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на слово, обозначающее неодушевлённое и несъедобное понятие. Другой вариант игры: те же движения надо воспроизвести в ответ на услышанные слова, состоящие из одного, двух и трёх слогов.

4. «Хлопок на слово» - необходимо хлопнуть на определённое слово, поймав его в списке не связанных между собой произносимых слов. Например, животное, растение, летающий объект, слово, в котором есть буква «И», «З» и т.д.

Можно сделать вывод, что для коррекции дисграфии педагогу необходимо:

- всесторонне изучить имеющиеся у обучающегося пробелы в развитии психических функций;

- в процессе коррекционно-развивающего воздействия опираться на имеющиеся ресурсы, то есть на сохранные функции учащегося;

- направлять педагогическое воздействие не только на внешний поверхностный дефицит навыка, но и на более базовые функции, на основе которых формируются трудности обучения сложным видам деятельности.

- учитывать сложность письменной речи как учебного навыка и предлагать учащемуся разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование более простых навыков, из которых как из кирпичей складывается более сложная деятельность – письмо и чтение.

Литература

  1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Авт.-сост. Т.Ю. Амосова.– М.: РИПОЛ классик, 2008.
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Учебник для ВУЗов. – М.: Изд. В. Секачев, 2019.
  3. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: изд.центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении / Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: Генезис, 2016.
  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  6. Дисграфия, дислексия: технологии преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. – М.:ПАРАДИГМА, 2012.
  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 8-е изд. – М.: Генезис, 2017.
  8. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. – М.: Генезис, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического  развития вызваны неврологическими проблемами. Такие  нарушения  с...

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, низкая нейродинамика,  отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти. И...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.

В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью  1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....

Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.

В статье приведены  примеры  письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников....

Нейропсихологический подход к коррекции почерка.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» пись...