Как влияет общая и тонкая моторика на развитие речи
статья по логопедии

Правова Людмила Алексеевна

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Как влияет общая и тонкая моторика на развитие речи.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точнее, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточено пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Исследованиями разных стран и практикой установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с задержкой речевого развития и при моторной алалии. Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от  рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, желудей, соломы и т.д.)

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память. Начинать следует с простых упражнений. По развитию общей моторики работу можно начинать с простых инструкций: «Пройди прямо от стола к двери», «Обойди вокруг стула (стола)», «Встань на скамеечку» и т.д.

Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом более сложные.

Тренировку движения пальцев рук можно начинать с простого упражнения: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их; переплетать пальцы обеих рук – сделать елочку. Тут ребенок также выполняет сначала простые упражнения и постепенно переходит к выполнению более сложных упражнений: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Слоненок», «Зайчик» и т.д.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи.

При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой.

В.В. и С.В. Коноваленко предлагают примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Сюда входят упражнения для нижней челюсти (жевательные движения; «Заборчик»), упражнения для губ (улыбка, «трубочка»), упражнения для языка («часики», «качели», «лопатка» и т.д.).

Также ими представлен примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики («солнечные лучи», «пальчики здороваются», «ножницы»), самомассаж кистей и пальцев рук (растирание, надавливание, разминание).

В. Цвынтарный в своей книге «Играем пальчиками и развиваем речь» дает два блока упражнений: первый – это работа с пальчиками; второй – это работа со счетными пальчиками, спичками  и т.д.

В первом блоке подобраны фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц («стул», «очки», «кошка», «мышка», «гусь», «петушок»).

Во втором блоке представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек («ракета»,«машина»,«флажок»,«рыбка»).

В книге И. Лопухиной «Логопедия – речь, ритм, движение» представлены упражнения по развитию общей моторики, игры с пальчиками, речь с движениями.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

     
       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Мелкая моторика и развитие речи".

Консультация для родителей. Может быть использована для выступлений перед родителями, для стендов...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста

Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....

«Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста». Игры шнуровками.

-Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;-развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";        ...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии...

Развитие мелкой моторики для развития речи детей начальных классов с помощью нетрадиционных методик. Пальчиковые игры.

    Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в  их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, с использованием ...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (1 класс)

  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате реализа...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования "Смысловое чтение и развитие речи" (2 класс)

   Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на уровне начального общего образования  "Смысловое чтение и развитие речи".    В результате р...