Особенности работы учителя-логопеда с умственно отсталыми детьми.
статья по логопедии

Петренко Дарья Николаевна

Данный материал может помочь как студентам-дефектологам, так и учителям начальной школы. В данной статье описываются особенности устной и письменной речи умственно отсталых детей, место логопедической коррекции в АООП, методы и приемы, которые я использую в своей работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_logopeda_s_uo_detmi.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя-логопеда с умственно отсталыми детьми.

        Речь – главный инструмент общения. Часто мы оцениваем человека по тому, как он разговаривает, отвечает на вопросы, как общается посредством письменной речи. И это касается также и детей, пусть и с особенностями развития.  

Недоразвитие речи учащихся с умственной отсталостью занимает значительное место в структуре интеллектуального дефекта. Речь таких детей изначально развивается на патологической основе. Можно отметить замедление темпа овладения речью и сложность формирования произносительных умений. Это происходит из-за того, что у данной категории детей наблюдается общее моторное недоразвитие, недостаточная координация движений органов речи, слабое развитие фонематического слуха.

Недостатки звукопроизношения влекут за собой дальнейшие нарушения, в овладении грамотой. К тому же, дефекты произношения влияют на общее впечатление о ребенке, он может стать замкнутым, избегать ситуаций общения.

        Речь умственно отсталых детей отличается недостаточной выразительностью, она бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений.

Словарный запас умственно отсталых учащихся отличается бедностью. Они часто употребляют простые предложения, на вопросы отвечают односложно. Бедность словарного запаса мешает умственно отсталым учащимся адекватно выражать свои мысли, чувства, желания, затрудняет понимание обращенной к ним речи.

        Отдельной проблемой для данных учащихся являются обобщающие понятия. Таким детям сложно объединить предметы в одну категорию (например, «обувь», «одежда», «игрушки», и т.д.).  Слова с абстрактным значением являются для детей еще более сложной категорией. Если дети в устной речи и употребляют такие слова, то значения их они могут не понимать. Также ученик не всегда сопоставляет слово с изображением, что еще раз подтверждает то, что сложные для них слова они употребляют «на автомате».

        Во время ведения диалога важно, чтобы не присутствовало посторонних раздражителей. Если ребенок отвлечётся, то потеряет нить разговора, диалог станет ему не интересен. Поэтому в коррекционной работе с такими детьми важны индивидуальные занятия.

Монолог для детей с умственной отсталостью также не всегда доступен. Если ребенок и рассказывает, то использует простые предложения, информацию запоминает и пересказывает урывками. Более продуктивен в этом плане рассказ с опорой на сюжетные картинки.

В письменной речи данных детей можно встретить также определенные особенности. Дети с умственной отсталостью при письме допускают специфические ошибки: замена букв по фонетическому сходству, по мягкости-твердости, замена по оптическому сходству, аграмматизмы, слитное написание двух слов, либо наоборот, разделение слова на части, пропуск букв, или наоборот, могут вставить лишнюю букву.

При чтении такие дети также могут допускать определенные ошибки: читают слова не до конца, не делают смысловых или орфографических остановок, путают буквы по оптическому сходству. И со всеми вышеперечисленными особенностями приходится работать.

Обучающиеся, имеющие диагноз умственная отсталость могут обучаться как в специализированных, так и в общеобразовательных организациях, но для них должны быть созданы специальные условия. К специальным условиям относятся как определенные учебники, отдельные предметы, так и работа специалистов. Работа специалистов осуществляется в соответствии с заключением ТПМПК. На каждого ребенка составляется АООП, в соответствии с которой происходит обучение умственно отсталого ребенка.

Адаптированная основная общеобразовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Коррекционная логопедическая работа включена в содержательный раздел и представляет собой цели, задачи, планируемые результаты, режим занятий, характеристика речи ребенка, тематическое планирование занятий.

К основным задачам реализации содержания коррекционного курса «Логопедические занятия» относятся: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков чтения и письма.

В чём же состоит работа учителя-логопеда и каковы её особенности? В работе с такими детьми следует учитывать то, что это не обычные дети, и всё занятие следует проводить с использованием определенных методов и приемов. Темы логопедических занятий повторяются из года в год, но усложняются, добавляются новые темы. На занятиях обязательно используется наглядность: так ребенок лучше запомнит материал, вспоминая ту или иную тему ребенок будет вспоминать то, что видел, что ему больше понравилось.

Также при работе с данной категорией детей нужно учитывать то, что они устают быстрее, чем обычные дети, поэтому должна присутствовать частая смена видов деятельности, физкультминутки. Например, я на своих занятиях чередую письменную речь с игровой деятельностью, пальчиковой гимнастикой. Также использую задания, которые адресованы обучающимся по общеобразовательной программе, но упрощаю их, делаю доступными для учащихся с умственной отсталостью.

Хорошо использовать на занятиях, для объяснения нового материала, предметы обихода учащегося, с которыми он встречается каждый день. Так он будет, видя эти предметы, вспоминать пройденную тему. По окончании занятия всем детям, не только умственно отсталым, я предлагаю сыграть в какую-либо игру, настольную, которая не относится к теме занятия: данный прием я использую для того, чтобы повысить мотивацию к обучению. К тому же, в каждой игре можно найти какую-либо пользу: развитие внимания, мышления, мелкой моторики, координации.

Важна также работа с семьей, чтобы учащийся занимался не только в рамках логопедических занятий, но и закреплял пройденный материал дома, без этого вся работа, можно сказать, будет проведена впустую. Родители должны понимать, что воспитывают особенного ребенка, а педагогам нужно корректно доносить до них эту информацию.

Также в рамках коррекционной работы с данной категорией детей важно взаимодействие специалистов. Специалисты образовательной организации должны работать по принципу сотрудничества, делиться своим опытом друг с другом, встречаться на консилиумах, обсуждать проблемы работы с такими детьми.

Но, наверно, самая важная задача нашей работы – это социализация этих детей, помочь им почувствовать себя полноценными членами общества, дать понять им, что несмотря на то, что у них имеются определенные особенности, они тоже имеют право быть счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения речи в рамках ФГОС.

В последнее время в общеобразовательной школе значительно возросло количество учащихся, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности овладении грамотой, а затем чтения и письма ...

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образования

Особенности работы учителя – логопеда в рамках ФГОС начального общего образованияО ФГОС не писал и не говорил разве что ленивый. Стандарты критикуют многие: и ученые, и общественные деятели, и у...

«Имаготерапия в работе учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

Цели:Ø Создать оптимальные условия для коррекции психоэмоциональных и речевых нарушений у детей младшего школьного возраста посредством имаготерапии.Задачи:Ø создание благоприятной психологической атм...

Особенности работы с ребенком с умственной отсталостью в условиях общеобразовательного класса

Презентация к выступлению на семинаре "Особенности внедрения адаптированных образовательных программ в учебный процесс МОУ СОШ №75"....

Доклад "Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

Речь - своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. В последние годы вопросы обучения детей с ОВЗ, особенно с  интеллектуал...