Развитие понимания обращенной речи у обучающихся младших классов.
статья по логопедии (1 класс)

Большакова Юлия Сергеевна

Практика показывает, что все чаще в школы стали поступать обучающиеся имеющие нарушение понимания обращенной речи. И это действительно так. Нарушение понимания обращенной речи нарушает нормальную адаптацию ребенка в школе, взаимодействие со сверстниками ухудшается или приводит к изоляции ребенка от детского коллектива и самое главное нарушается процесс освоения ребенком базовых компетенций и школьной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

на тему «Развитие понимания обращенной речи у младших школьников».

Практика показывает, что все чаще в школы стали поступать обучающиеся имеющие нарушение понимания обращенной речи. И это действительно так. Нарушение понимания обращенной речи нарушает нормальную адаптацию ребенка в школе, взаимодействие со сверстниками ухудшается или приводит к изоляции ребенка от детского коллектива и самое главное нарушается процесс освоения ребенком базовых компетенций и школьной программы. Процесс обучения от понимания переходит в форму заучивания. У данной категории детей нарушается процесс накопления знаний и как правило приводит к прогрессированию речевого нарушения или снижению умственных способностей. В норме к 1 году ребенок понимает ограниченное количество слов, соответствующих возрасту. И способен реагировать на простую просьбу или простой вопрос. Но мы сталкиваемся с тем, что ребенок к 1 классу может не понимать обращенной речи педагога, но быть хорошо социально ориентированным в бытовом плане дома.

Основной сложностью в работе с данной категорией детей, является потребность в постоянной индивидуальной работе. Что не всегда реально обеспечить во время учебного процесса.

Самым основным направлением в работе является

-привлечения внимания ребенка к обращенной речи. Это способствует дальнейшему развитию в работе по формированию понимания речи. Надо учить ребенка прислушиваться, обращать внимание на правильную артикуляцию. Педагогу следует следить за тем, что он говорит такому ребенку. Сложные фразы и речевые конструкции часто недоступны для понимания ребенка. Прежде всего следует выяснить какую фразу ребенок понимает, какова количественная наполняемость доступна для ребенка 3, 4, 5 или более слов. Какая лексическая или семантическая категория слов является наиболее сложной. И приступать к следующему этапу.

-формирование лексического словаря. Работа может вестись как по лексическим темам так и в общем плане без акцента на конкретные понятия. Номинативный словарь формируется длительный период времени. Далее добавляются слова действия и слова признаки, что значительно расширяет словарный запас и позволяет начать работу над построением фразы. Важно понимать, что это не работа одного специалиста. Это долгих, сложный труд. Проходить его следует вместе с родителями, ребенком, логопедом, дефектологом. Постараться подкреплять работу помощью невролога.

-следует обращать внимание, что понимание ребенком слов должно подкрепляться и ситуативно. А не ограничиваться простым заучиванием слов. Не стоит при обучении пониманию речи переходить к следующей группе слов если не закрепилась работа по предыдущей. Ход работы должен быть планомерный. Все слова должны подкрепляться образом, картинкой предметом. Слова должны включаться в бытовую жизнь. Закрепляться на письме.

-далее следует подкреплять работу развитием грамматического строя речи и формированием фразы. Для этого следует использовать игра на развитие лекси-грамматического строя речи, для работы над фразой хорошо подойдут фразовые конструкторы. Работа над предложением сложна в различной интонационной наполненности, различением по цели высказывания. Если нормо-типичный ребенок определяет и закрепляет это сам. То ребенка с ОВЗ имеющим трудности понимания речи надо всему научить.  Усложнение происходит только после отработки простого предложения, как было сказано ранее после выяснения количественной составляющей слов. Доступных для понимания. Сложность будет зависеть от количества слов, влияющих на понимание, так называемых ключевых слов. Нет методической необходимости начинать работать над пониманием фразы из 2 слов если ребенок может понять из трех или четырех. Это будет замедлять процесс оказания помощи. Типы предложений должны быть разными: вопрос, отрицание, перемещение объекта и др.

- следующий этап который должен быть во всех предыдущих это мотивация ребенка к общению, познанию, слушанию. Мотивационный компонент как правило у данной группы развит слабо. Требуется постоянное подкрепление, акцентирование внимания на, казалось бы, элементарных вещах.

В заключение хотелось бы сказать, что работа по пониманию речи должна быть постоянной и в школе и дома. Это работа не может иметь эпизодический характер. Соблюдение этапов работы крайне обязательно. Важно и нужно проводить дополнительную консультативную и разъяснительную работу с родителями по работе и коррекции данного нарушения. Объяснение механизмов становления речи ребенка, как правило дает положительную динамику в выстраивании взаимопонимания с родителями специалиста. Возможно потребуется помощь психолога. Так как родители таких детей могут не понимать, важность данного нарушения и думать, что ребенок так шутит. И конечно своевременная дифференциальная диагностика должна помочь в определении нарушения и степени нарушения у ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...

Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью

Статья "Развитие понимания обращенной речи у детей с глубокой умственной отсталостью "...

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

Формирование понимания обращенной речи. Формирование фонематических процессов.

Для достижения положительного результата необходимо создание единого коррекционно-образовательного пространства, когда над речью работает коллектив единомышленников (логопед – родитель – учитель), каж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОНИМАНИЯ ОБРАЩЁННОЙ РЕЧИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПОДРАЖАТЕЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ 2-3 КЛАССОВ

Пояснительная запискаПрограмма составлена с учётом возрастных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.2 часа в неделю на класс (3 класса)Срок реализации программы – 1 год...

Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи обучающихся младших классов.

Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушением письма, обнаруживается различный...

Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.

В  данной статье  приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка....