Методы развития связной письменной речи у обучающихся с задержкой психического развития.
статья по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Толочко Антон Александрович

В  данной статье  приведены некоторые методы и приёмы развития связной письменной речи у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_razvitiya_svyaznoy_pismennoy_rechi.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы развития связной письменной речи

у обучающихся

с задержкой психического развития»

Толочко  А.А.

учитель начальных классов

      Выбор данной методической темы обусловлен тем, что у детей с задержкой психического развития часто недостаточно хорошо сформирована связная устная и письменная речь. Дети с задержкой психического развития часто неправильно выстраивают фразы, затрудняются дать полный ответ на вопрос. У многих детей с задержкой психического развития ограничен словарный запас, они не понимают значения многих слов.        

    Актуальность темы обусловлена тем, что  плохо развитая связная речь будет мешать адаптации ребёнка с задержкой психического развития в обществе и его социализации.

    Целью работы по данной методической теме является формирование у ученика связной письменной речи, умения отвечать на вопрос фразой, а не словом.      

Психолого-лингвистические основы развития

связной письменной речи у обучающихся.

       Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.  

    Речь бывает внутренней и внешней. Внутренняя речь – это речь мысленная, протекающая, хотя  на языковом материале, но без отчётливых внешних проявлений. Это как бы разговор с самим собой. Она отрывочна, лишена чётких грамматических форм.

   Внешняя речь – это речь-общение, речь для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Внешняя речь бывает диалогической и монологической.

   Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развёрнутых предложениях, поэтому в нём много неполных предложений. Монолог – это речь одного человека, например рассказ, сообщение, пересказ. В отличие от диалога монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда и значительной подготовительной работы.

Внешняя речь может выступать как в устной, так и в письменной форме.

 Письменной речи, в общем, свойственны те же черты, что и в устной, но они более строго выражены. В то же время есть и отличительные черты. Во-первых, письменная речь всегда сложнее и полнее устной, предложения крупнее, чаще употребляются конструкции, осложняющие предложения,  больше книжных слов. Во-вторых, в письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты и другие средства, играющие столь важную роль в речи устной. В-третьих, письменная речь ограничена орфографией. В-четвёртых, письменная речь составляется и протекает значительно медленнее, чем устная. В-пятых, письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию, поэтому овладение письменной речью способствует повышению общей языковой культуры.

   

   Речь конкретного человека – это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определённым требованиям.

1.Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.

2.Ясность – это доступность её для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого-либо произведения для украшения.

3.Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка (жаргонизмов, диалектизмов, слов паразитов).

4.Точность – значение слов и словосочетаний, употреблённых в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.

5.Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.

6.Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.                                                                                                          Связная письменная речь состоит из предложений. Предложения в свою очередь составляют тексты. Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность предложений. Текст состоит из двух и более предложений, связанных по смыслу. Текст не может существовать без темы. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Тексты бывают трёх видов: повествование, описание и рассуждение. Повествовательный текст – это текст, в котором рассказывается о том, что произошло. Описательный текст – это текст, в котором описываются люди, животные, предметы. В тексте – рассуждении говорится о причинах явлений и событий.

Особенности речевой деятельности у детей с

задержкой психического развития.

В процессе анализа методической литературы и в ходе наблюдений за речью учащихся мною были сделаны следующие выводы об особенностях речевой деятельности у детей с задержкой психического развития:

1) речь отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности, выразительности;

2) ответы на вопросы как правило ограничиваются одним словом, реже ребёнок отвечает фразой;

3) речь отличается бедностью словаря и грамматических конструкций;  

4) в речи много стереотипных фраз, где-то услышанных;

5) дети не чувствуют различных оттенков близких по значению слов и употребляют эти слова неточно;

6) плохо понимают переносный смысл слов и следовательно употребляют их неадекватно.    

   

Методика обучения  связным

письменным высказываниям.

   В процессе работы с учеником начальной школы, имеющим проблемы в интеллектуальном развитии,  мною был сделан вывод о том, что основной задачей в обучении его русскому языку является развитие связной письменной речи. Так как у ребёнка плохо развита связная речь, в разговоре он отвечает чаще всего одним словом, а фразу,  как правило,  выстроить не может. Мною был подобран комплекс следующих упражнений по развитию связной письменной речи:

1. Упражнения по восстановлению нарушенного порядка слов в предложении.

Данные упражнения вызывали наибольшую трудность у ученика. Также использовались вопросы по картинке, которые также вызывали трудность у ученика.

 Составь из слов предложения:  

Листья, растут, дереве, на.  

Летят, небе, в, грачи.    

Сад, нашей, в, есть, деревне.

Плывёт, по, большая, небу, туча.  

2. Задания типа: «Ответь на вопрос». Для того, чтобы ребёнку было легче ответить на вопрос, в задании была выстроена часть ответа. Учащемуся предлагалось закончить фразу – ответ. Использовались ответы:

А) Обращённые лично к ребёнку:

Что ты ел на завтрак?  Я ел  … …  …  .  

Что ты смотрел по телевизору вчера?  Я  …  … .  

Что растёт на яблоне?  На яблоне  …  …  .  

      С кем ты приехал в школу?  Я приехал в школу … … .

Б) Ответь на вопросы:

К кому пришёл больной?  Больной пришёл  к …  .

Кого поймал рыбак?  Рыбак поймал … .  

Где растёт сосна?  Сосна  ...   … … .

Что ест Коля?  Коля   …   …  .  

Где ты живёшь?  Я   …  …  …  .    

Где живёт волк? Волк …  …  …  .  

Что читает мальчик?   Мальчик  …  …  .  

Кого ловит кот?   Кот  …   …  .  

Кто лает во дворе?  Во дворе  …   …  .  

Что идёт за окном?  За окном  …   …   .  

Что светит в небе?   В небе  …   …   .  

 Что рубит дедушка?  Дедушка …  …  .  

Что растёт на яблоне?  На яблоне  …  …  .  

  Что делает лётчик?  Лётчик  …  .

   Что делает повар?  Повар …  .  

Где живёт кит?  Кит  …  …  … .  

Кого ловит рыбак?  Рыбак  …   …  .

На чём летает лётчик?  Лётчик  …  …   …  .  

Что растёт в лесу?  В лесу …  …  

Из чего делают малиновое варенье?  Малиновое варенье … … … .

3. Допиши слово

Данные упражнения помогали не только развить навыки связной речи, но и развить такие психические процессы, как внимание, мышление.

Медведь живёт в … .   Собака живёт в …  .   Коля живёт в … .

Белка живёт в … .    Пчёлы живут в … .        

Рак живёт в … .        Муравьи живут в … .

Акула живёт в … .    Лиса живёт в … .  

Каждый день ученики ходят в … .  

  В столовой ребята … .  

  Коля поймал колючего  … .  

  За стеной скребётся … .  

Дети катаются с горы на …    

 4. Задания типа:

А) Спиши, вставь пропущенные подлежащие или сказуемые:

Растёт … на болоте.  В селе … собака. По небу … облака.  … дует в поле.

Трактор … по дороге.  Скрипит  старая  … .  Каркает …  .   По двору   …  курицы.  В сарае  мычит … .  

Слова для справок:  корова,  берёза, едет,  плывут, ходят, клюква, ветер, лает,    

ворона.        

Б) Спиши предложения, вставь подходящее по смыслу слово:

1) Мальчик играл с … игрушкой. Голубь взлетел  в  …  небо.  Ваня  сделал

самолёт  из  …  бумаги.  Заяц убежал  от  …  волка.  Саша  думал  о  … мороженом.  Ребята катались  с   …  горы.    

Слова для справок:  вкусное,  цветная,  новая,   голодный,  высокая,  синее.  

 

 2) Кошка охотится  … мышей.  Белка питается  … .  Вася решал дома … по математике.  Моряк плавает на  …  .   Бабушка варит  малиновое  …  .  

На завтрак я ем … .  На ёлке растут  … .  Весной тепло,  а зимой  …  .  

  …  рисует  картину.  …  стоит по снегом. .   К кормушке прилетел   …  .  

Зимой  …  живёт в сарае. В небе  ночью  светит  …  .    …  наступит после зимы.  В озере   живёт зубастая …  .    

Каждый день ученики ходят в … .     В столовой ребята … .  

  Коля поймал колючего  … .    За стеной скребётся … .  

Дети катаются с горы на …    

5. Закончи предложения по образцу. (Назови одним словом):  

Туфли и сапоги – это обувь.

Лиса и волк – это  …  .  

Рубашка, футболка и куртка - … …

Яблоко и груша – … …

Подберёзовик и подосиновик - … …

Дуб и сосна - … …  

Огурец и помидор - … …

Чашка и тарелка - … …

6. Измени слова, стоящие в скобках по смыслу.

Мы пошли в (сад). В (сад) росли яблони. В конце (сад) росла вишня. Ребята долго ходили по (сад). Ребята остались довольны (сад).

 

7. Расставь предложения в правильном порядке:

1) Он  пошёл  искать еду. Наступила весна. Медведь проснулся и вылез из берлоги.      

Ответ: Наступила весна. Медведь проснулся и вылез из берлоги. Он  пошёл  искать еду.      

2)  У него на голове рога. Он питается травой.  В нашем лесу живёт лось.  

Ответ: В нашем лесу живёт лось. У него на голове рога. Он питается травой.  

8. Составь описание животного по опорным словам и картинке:

     Где живёт заяц?  Заяц …  …  

      Что ест заяц?  Заяц  …   …    

     Какие у зайца уши?  Уши у …  …  

     Какого цвета у зайца шерстка?  Шёрстка у …  … .    

9.Прочти  текст и ответь на вопросы по нему.

Данное упражнение было введено, поскольку у учащегося при прочтении текстов возникали сложности в их пересказе и понимании, на уроках русского языка также вводились упражнения. Ответы на вопросы также способствовали развитию связной письменной речи.

А)  Прочитай текст. Ответь на вопросы по тексту.  

   

   Тихо в лесу зимой. Но если присмотреться, то можно многое увидеть.  

   Вот  скачет  от дерева к дереву осторожный  заяц-беляк.  Скрипит старая   осина. Белка вылезла из  дупла. Стучит  на берёзе  дятел в своей красной шапочке. Ворона каркает на старой сосне.  В чаще леса   затаилась  страшная рысь. Она ждёт свою добычу. А вот сова спит в своём дупле до ночи.   На  снегу видны  птичьи следы. Их оставили синички.

  Что скрипит? …

  Кто скачет?  …  

  Откуда вылезла белка?  …

  Что делает дятел?  …

  Кто затаился в чаще леса? …  

  Чьи следы видны на снегу? …    

Б)  Наступила зима. Птицам зимой голодно и холодно.  Ребята в мастерской сделали кормушку для птиц. Кормушку повесили на берёзу. Утром к кормушке прилетели  воробей, ворона и синичка.  Они стали весело клевать зёрна.  

Ответь на вопросы:  

1) Что сделали ребята?  Ребята …  …  

2)  Куда повесили кормушку?  Кормушку …  …  

3)  Кто прилетел? Прилетели  …  …  

4)  Что стали делать птицы?  Птицы  …  …  

 

                     

                                      Литература.  

1. Шараева Я. Ш.  «Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой»  Москва. «Вако».  2008 г.

2. Рамзаева Т. Г.  «Русский язык». Учебник для 4 – ого класса в 2-х частях.

Москва. «Дрофа».  2007 г.

3. Власова Т.А. «Дети с задержкой психического развития» Москва. 1985.

4. Смелик В.А. Особенности обучения детей с задержкой психического развития.// Начальная школа. - 1994. - №4

5. Костенкова Ю.А. Тригер Р.Д. Шевченко С.Г.

Москва. «Школьная Пресса».  2004. (Серия: В помощь специалисту. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 24.)

6. Журжина Ш.В., Костромина Н.В. «Дидактический материал по русскому языку» Москва.  1989 г.

7. Бетенькова Н.М., Фонин Д. С. «Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. Книга для учителя» Москва.  1995 г.  

8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Уроки русского языка в 3 классе.» Москва. 2000 г.

9.Дмитриева О.И. «Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М. И. Моро  4 класс». Москва. «Вако». 2008 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР для 1 класса по предмету « Музыка»

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа  начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития  (ПАООП НОО) для обучающихся с ЗПР  для 1 кл...

Исследование особенностей связной письменной речи у учащихся с задержкой психического развития

Данный материал содержит результаты исследования письменной речи учащихся с ОВЗ (ЗПР)....

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе

Приемы и методы работы по развитию памяти с обучающимися с задержкой психического развития в начальной школе...

Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития

Презентация на тему "Некоторые приемы работы с нарушениями устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития" создана на основе опыта работы с детьми с задержкой психическог...

«Формирование и развитие пространственных представлений у обучающихся с задержкой психического развития»

Этапы формирования и развития пространственных представлений  у обучающихся ....