Открытое логопедическое занятие в 4 классе "Омонимы"
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Балданова Людмила Александровна

Фронтальное логопедическое занятие с обучающимися 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_logopedicheskogo_zanyatiya_omonimy.docx64.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида»

Логопедическое занятие в 4 классе на тему:

 «Омонимы»

         

                                   

Учитель-логопед

Балданова Л. А.

2018 г.

Цель: формировать умение употреблять омонимы в речи.

Задачи:

  • учить находить омонимы в речи;
  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
  • показать роль омонимов в речи;
  • учить понимать и использовать термин «омоним»;
  • развивать наблюдательность, мышление, память; 
  • пополнять словарный запас обучающихся через игровую деятельность; воспитывать культуру устной речи на основе знакомства с русскими пословицами.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка, экран, презентация занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.

II. Введение в тему занятия. (2 минуты)

Задачи:

  • создать проблемную ситуацию,
  • формировать умение находить и объяснять значения слов-омонимов,
  • воспитать интерес и уважение к родному языку.
  • корригировать слуховое внимание.

-Послушайте мой рассказ и догадайтесь, почему мама и сын не сумели договориться.

  1. Объяснение нового материала.

Послушайте разговор двух друзей. И подумайте, почему мальчики не поняли друг друга?

Встретились два друга, Саша и Митя.  Саша сказал:

- А у меня дома овсянка!

- У меня тоже!- ответил Митя.

- Люблю я овсянку,- добавил Саша.

- Ага, особенно с молоком,- вздохнул Митя.

- Как это с молоком?- удивился Саша.- Ты про что говоришь?

- Как про что?

Выяснили они, что говорят о разных вещах.

- Пойдём мою овсянку слушать!- воскликнул Саша.

- А потом мою кушать! - согласился Митя.

- О чём говорил каждый из мальчиков?

- Могут ли эти два слова быть синонимами или антонимами?

- Почему мальчики не сразу поняли друг друга?

- Как звучат эти слова?

- Как пишутся эти два слова?

- А чем же отличаются эти два слова? (Значением) (Слайд 8)

- Ребята, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются омонимы. Это и есть новый вид слов, с которыми мы должны познакомиться на этом занятии.

- Давайте потренируемся находить омонимы и объяснять их лексическое значение в шуточном стихотворении Я. Козловского.

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

– Где вы были? – У Лисички!

– Что вы ели там? – Лисички.

- Какие  слова-омонимы вы услышали?

-  Каково значение каждого из этих слов? (Слайд 9,10)

       Норка:

Хищный пушной зверёк с густой блестящей шерстью.

Жилище животного – углубление под землёй.

      Лисичка:

Съедобный гриб жёлтого цвета.

Хищное животное с длинным пушистым хвостом.

  1. Первичная проверка понимания нового материала.

Вам необходимо отгадать загадки с использованием омонимов, а отгадки записать.

В тетради я бываю

 Косая и прямая.

 В другом своем значении

 Я планка для черчения.

 И, наконец, порою

 В шеренгу вас построю. (линейка) (Слайд 11)

  Первая в норке иль в щелке живет,

 Кот ее выхода радостно ждет.

 Дружит вторая с компьютером нашим,

 Держат в руке ее Кати и Маши.

 Ну а под третью, коль что-то болит,

 Градусник ставит всегда Айболит. (мышка) (Слайд 12)

Первые все мы в игре набираем,

 Если их больше – в игре побеждаем.

 Зренье вторые нам все улучшают,

 Летом от солнца глаза защищают. (очки)

Первая ярко на небе сверкает,

 Дождь и грозу нам она предвещает.

 А вот вторую в одежде найдете,

 Быстро со скрипом ее застегнете. (молния) (Слайд 13)

Первую утром девчонки плетут,

 Сено косить все вторую берут,

 Третья у речки песчаной бывает.

 Кто ж это слово быстрей отгадает? (коса) (Слайд 14)

VI. Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,

 Два - нагнуться, разогнуться,

 Три - в ладоши, три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре - руки шире,

 Пять - руками помахать,

 Шесть - на место тихо сесть.

  1. Закрепление полученных знаний.
  1. Составление словосочетаний с омонимами.

- Найдите  омонимы на картинках. Составьте с ними словосочетания и запиши. (Слайд 15), (Слайд 16)

2. Игра «Загадай слово» - Участников следующей игры определят фанты.  У кого на листочке есть смайлик, те выходят ко мне.  

Задание: Вы вытягиваете картинку, на которой изображены слова-омонимы. Ваша задача – с помощью жестов и мимики объяснить ребятам это слово, не называя его.

(Учащиеся по очереди объясняют или показывают с помощью жестов и мимики слова-омонимы. Остальные ученики отгадывают слова:

  • кран (водопроводный для слива воды и грузовая машина);
  • лук (зеленый овощ и ручное оружие для метания стрел);
  • коса (девичья прическа, сельскохозяйственное орудие и песчаная отмель).  

3. Игра «Подбери подходящее слово».                      

-Омонимы делают нашу речь более выразительной. Слова - омонимы любят использовать поэты в юмористических стихотворениях, каламбурах. Омонимы позволяют выразить мысль ярче, острее.

-Следующее задание выполним в парах. На ваших карточках- стихотворение с пропущенными словами-омонимами. Впишите его. Объясните свой выбор.

Слова – подсказки - на доске: лапа, такса, пенка, шишка, сережка.

•        Бросил палку кверху Мишка:

Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове, -

Стало шишек сразу две.

•        Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

- Найдите в последнем стихотворении еще два омонима? Это омоформы. О них мы поговорим в следующий раз.

(Дети вписывают омонимы в стихотворения и объясняют значения слов:

Шишка - выпуклость на лбу, плод елки и сосны. Сережка - имя мальчика, украшение в ушах; соцветие у растений

  1. Проверка знаний об омонимах.

- Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

- Какой пятачок не годится для проезда в автобусе?

-Из какого крана нельзя брать воду?

- Какая гусеница не годится для танка?

- Из каких ноготков нельзя собрать букет?

  1. Рефлексия
  •  О чём вы узнали на занятии? Что открыли нового?
  • Какие слова называются близнецами?

Домашнее задание: Загадать эти шутливые загадки своим товарищам, родственникам и составить самостоятельно новые загадки. (Слайд 17)

Список использованных источников

  1. Козырева Л.М.Тетрадь для логопедических занятий «Как образуются слова».
  2.  Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.
  3. Игра на уроках русского языка И.А. Тюрина / Начальная школа №2,2008г.
  4. Примеры синонимов: http://ru.wikisource.org/wiki/Словарь_синонимов:_Бе
  5. Примеры антонимов: http://glossword.info/index.php/contents/5-russkiij-slovar-antonimov.xhtml
  6. Загадки синонимов http://zanimatika.narod.ru/Nachalka8.htm
  7. Загадки антонимов http://www.igraza.ru/page-3-2-18.html 
  8. Физкультминутка  http://www.razumniki.ru/fizkultminutki_v_stihah.html 

Цель: закрепить знания обучающихся о синонимах и антонимах формировать умение употреблять омонимы в речи.

Задачи:

  • учить находить омонимы в речи;
  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению;
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов;
  • показать роль омонимов в речи;
  • учить понимать и использовать термин «омоним»;
  • развивать наблюдательность, мышление, память; 
  • пополнять словарный запас обучающихся через игровую деятельность воспитывать культуру устной речи на основе знакомства с русскими пословицами.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, мультимедийная установка, экран, презентация занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия Автоматизация звука Л с применением ИКТ

Логопедическое занятие на этапе автоматизации звука "л" с применением ИКТ. В конспекте вставлены образцы красочных слайдов...

Открытое логопедическое занятие "Прогулка в зимний лес"

Занятие в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с обучающимися КМНС, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересо...

Открытое логопедическое занятие по теме "Понятие о тексте"

Логопедическое занятие с группой учащихся с ОНР (3класс)...

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"

Презентация к открытому логопедическому занятию на тему "Путешествие в зимнем лесу"....

Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".

Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....

Конспект открытого логопедического занятия для 2-3 классов «Логопедическая игротека»

Тема занятия, называемая детям: развивающие игровые конкурсы, объединённые лексической темой «Школа».Цель:   привитие интереса к логопедическим занятиям в школе. Для  2-3 классов о...

Открытое логопедическое занятие с группой обучающихся 3 класса с нарушениями письма, обусловленными ФФН. Грамматическая тема занятия: Состав слова

Грамматическая тема занятия:  Состав слова Тип урока: обобщающее повторение Цели для учителя: создать условия для отработки навыка словообразования, содействовать развитию приемов...