Развитие графомоторных навыков
методическая разработка по логопедии

Попова Надежда Анатольевна

Рекомендации родителям для развития графомоторных навыков у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov_.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность ребенка к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  • Мелкой моторики пальцев рук

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

  • Ориентации в пространстве

Это касается как ориентации на месте, так и на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);

  • Чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  • Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику
для подготовки к письму?

Все виды изобразительной деятельности.

Особое значение имеет декоративное рисование (рисование орнаментов, узоров), раскрашивание.

Штриховка.

Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

Графические упражнения в тетради в клетку.

Обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписывание в квадрат различных линий, крючков и т. д.

Дети, у которых слабо развиты графомоторные навыки, быстро устают во время письма, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом, иногда следствием становится дисграфия.

Формирование графомоторных навыков, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым, и своевременное решение этих задач в будущем поможет избежать проблем со школьным обучением.

Полезные упражнения для развития графомоторных навыков и мелкой моторики рук в целом:

  • – составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;
  • – составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;
  • – вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой;
  • – нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок;
  • – сортировка бобов, фасоли, гороха, круп (пшена, гречки, риса);
  • – застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
  • – завинчивание и отвинчивание, крышек у пузырьков, баночек;
  • – доставание бусинок ложкой из стакана;
  • – складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;
  • – наматывание нитки на катушку или сматывание ее в клубок;

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Что такое графомоторный навык? Графомоторный навык – это навык овладения письмом.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Неподготовленность к письму ребенка, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Подготовка к письму предполагает развитие у детей:

  •  Мелкой моторики пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
  • Ориентации в пространстве, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева - направо, сверху - вниз, вперед - назад);
  • Чувство ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
  •  Изобразительных и графических умений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это, прежде всего, все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование – рисование орнаментов, узоров.

Раскрашивание, с этой целью можно воспользоваться различными раскрасками. Необходимо обращать внимание на то, чтобы изображение было раскрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических навыков - это штриховка. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Для упражнения в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров по клеткам, вписание в квадрат различных упражнений: овалов, линий, крючков и т. д.

Если у ребенка нарушение графомоторных навыков, то вторичные нарушения уже идут в школе. Это такие нарушения, как дисграфия. Это частичное нарушения процесса письма, где ребенок не может писать слитно, искажает и заменяет буквы, аграмматизмы. И такое нарушение, как аграфия, т. е. полная неспособность овладеть процессом письма или потеря этого навыка.

У детей, которых нарушены графомоторные навыки, быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым (процесс письма активно включаются глаз, рука, слуховой, зрительный, речедвигательный компоненты) и решением этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Для развития мелкой моторики полезны следующие специальные упражнения:

– составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, а затем из более мелких палочек;

– составление цепочки из 6 - 10 канцелярских скрепок разного цвета;

– вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, елки) правой и левой рукой;

– нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой;

– сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса);

– застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

– завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;

– доставание бусинок ложкой из стакана;

– складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр;

– наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;

– продевание нитки в иголку;

– пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов;

– стирание ластиком нарисованных предметов;

– капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

– надевание и снимание колечка (массаж пальцев) ;

– втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок;

– комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);

– прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

– перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно;

– сжимание и разжимание эспандера; катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами (ежиков) ;

– игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Памятка для родителей: развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2ec8c1917800564.jpg

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа — рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, а бесформенные каракули даже буквами не назовешь». Дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Это явление далеко неслучайное. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела, а также достаточно развитого межполушарного взаимодействия.

Чисто техническое взаимодействие самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6 -7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Но одновременно с этим доказано, что этот возраст является наиболее благоприятным периодом для развития мелкой моторики, именно в этом возрасте закладываются основы координированности, точности, гибкости моторики рук, ну и конечно же - красивого почерка,

Навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык». Сюда входит определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

  1. Прежде всего нужно научить ребенка правильно держать карандаш и ручку.

Мы предлагаем для этого несколько хитростей:

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2ecca5275033057.jpg https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2eccf8188369078.jpg

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2ecd3d821302192.jpg https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2ecd7c109016882.png

  1. Чтобы Вы могли представить, как трудно детям проводить ровные линии, ориентироваться на бумаге – предлагаем упражнение«Звезда в зеркале».

Нужно провести линию между линиями двух звезд, ориентируясь только на отражение в зеркале. Желательно не отрывать карандаш от бумаги.

Shape1

Shape2

  1. Графический диктант: ребёнок по инструкции влево-вправо, вверх-вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру.

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2ece39122847750.jpg

Описание: отступите 6 клеток сверху и 6 клеток слева. Поставьте точку. От точки 2 клетки вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 5 вниз, 7 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 7 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 6 влево, 4 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 5 вверх, 3 влево, 2 вверх.

  1. Еще одна проблема, часто встречающаяся у учеников начальных классов – ошибки в чтении и письме, пропуск и замена букв (дислексия и дисграфия)

Чтобы заранее предотвратить подобные нарушения, мы используем в своей работе в детском саду методики, которые активизируют умственную деятельность, развивают межполушарное взаимодействие, развивают слаженность в работе полушарий. Например, методика, в которых используются одновременные движения обеих рук (рисование двумя руками).

На трафаретах изображены простые фигуры, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по пунктиру. Можно перемещаться как в одну, так и в противоположные стороны. Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов. Когда обе руки будут уверено держать карандаш, можно переходить к созданию каких-либо образов – например, домиков, облаков.

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2ece73503469873.jpg

Правила рисования двумя руками:

  • Поставьте оба карандаша в одну точку.
  • Начинайте одновременно вести карандаши вниз, но в противоположные стороны.
  • Контролируйте скорость движения рук, важно, чтобы они работали синхронно.

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2eceb4438526190.jpg

https://www.prodlenka.org/components/com_mtree/attachments/480/480986/61ed31b2eceef469224074.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у младших школьников

Современная начальная школа, опираясь на принцип развивающего обучения, находится в поиске модели общего развития ребёнка.Одной из сторон общего развития младших школьников является развитие речи. Реч...

Пальчиковые упражнения и игры, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.

Данные упражнения подобраны и опробированы на собственном опыте с учашимися с интеллектуальным недоразвитием....

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Альбом для развития графомоторных навыков детей 6-7 лет "Умные пальчики".

Это пособие – важная часть образовательной программы по развитию графомоторных навыков младших школьников. Выполняя задания и упражнения, представленные в тетради, первоклассники смогут развить мелкую...

Дидактический материал для развития графомоторных навыков

Дидактический материал для развития графомоторных навыков...

СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с интеллектуальной недостаточностью не возможно без направленной коррекционной работы....