Логопедический урок. Тема: "Сказка о частях речи."
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Приятного просмотра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chasti_rechi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Логопедический урок.

 Тема: "Сказка о частях речи."

Цели занятия:

    * Закрепить понятия детей о частях речи.

    * Развивать мышление и творческое воображение.

    * Воспитывать культуру речи и вежливость в общении.

Задача: научить дифференцировать части речи на слух .

Оборудование:  схемы, обозначающие части речи, раздаточные карточки 3-х цветов.

Действующие лица:

    Ведущий (учитель)

    Грамматика,

    Существительное.

    Прилагательное.

    Глагол.

Ход урока.

Ведущий: Сегодня мы побываем в царстве русского языка. К нам пришли гости. Проходите, пожалуйста.

Грамматика: Я – грамматика. Какие части речи вы знаете?

Дети отвечают:  Имя Существительное, глагол,  имя прилагательное.

Грамматика:  А как их понимать, как их различать? Это точно надо знать! Пригласим их в гости. Господин имя   Существительное! Просим Вас!

Грамматика: Ребята, на какой вопрос отвечает  имя Существительное?

Дети: Кто? Что?

 Ведущий: Давайте вспомним , как изменяется  имя существительное (по родам – мужской, женский, средний род) и по падежам.

Существительное: Да,  вы правы, я –  часть речи. Существует на свете герой и предмет, он открывает начало, весь свет.

Кто? – живой, что? – неживой. Это главный наш герой. Это он – почтальон, пёс, мальчик. Это мой герой – мужской род (показывает квадрат синего цвета). Ваши примеры.

Ученики называют примеры: сон, кот и т.д.

Существительное: Да вот она, героиня наша. Кто она? Девочка, конфетка, салфетка, табуретка. Она моя. (Показывает квадрат красного цвета).

Ваши примеры: Белка, клетка, кот  – (нет), кошка. А ещё в русском языке есть существительные среднего рода. Оно.  Оно   часто оканчивается на О.   Ведро, яблоко. (Показывает квадрат жёлтого цвета). Ясно, дети? Ваши  примеры  существительных среднего рода? (Дети  придумывают существительные.)

Ведущий: А ещё существительное изменяется  по  падежам….Давайте вспомним

Дети перечисляют падежи.

Ведущий:

Письменное задание:

 Изменить окончания существительных в скобках и вставить нужные предлоги.

                                                  Утром.

   Ранним утром я вышел ….. ( палатка). Зимнее солнце ярко блестело …. (пелена) (снега).

Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов .  …. (снег) заметил несколько следов двух оленей. Животные ночью подходили …. (палатка). След русака вытянулся длинной петлёй. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились …. ( долина). ……  ярком (фон) снега увидели медведя. Он заметил нас и медленно побрёл …. (сторона) леса.

Проверяем задание.

Грамматика: Вспомнили, что такое имя существительное? А теперь новая героиня – это принц, который  раскрашивает мир в разные цвета, и раздаёт предметам разные признаки. Какая это часть речи?

Дети: Это – имя Прилагательное.

Прилагательное: Это я. Здравствуйте, милые детки. Какие вы чудесные. Какой наш герой? (Показывает кружки трёх цветов) Пёс умный, чёрный и большой (синий круг). Она  – красивая, молодая (красный круг). А яблоко – оно какое? Спелое, красное (жёлтый кружок).

Ведущий: Поиграем  в игру «Подбери  нужное слово».

Прилагательное говорит слова – существительные, а признак предмета прилагательное подбирают дети. Существительное называет  признак  предмета, а дети подбирают   название  предмета.

 

Грамматика: А теперь пришёл глагол! Действия покажет он.

Глагол: Раньше прыгал, говорил. А сейчас  носит. варит и горит. Будет завтра делать он  что? Будет петь, играть и кушать торт! (Глагол показывает треугольники трёх цветов).

Грамматика: Вспомнили, что значит Глагол?

Ведущий: Глагол  обозначает действие предмета  и  бывает разного времени : настоящего, прошедшего, будущего.

Ведущий даёт детям задание: Что делал раньше? Что делает сейчас? Что будет делать?

Грамматика выводит всех героев: Это части речи наши. Кто главнее и кто краше?

Дети отвечают...

Грамматика: Все они нужны,  все они важны. Но каждый на своём месте.

Части речи говорят: Мы самые важные, друзья твои надёжные.

Выходит Глагол.

Глагол: Русский язык твой верный друг – он начало всех наук.

Итог:  Дети , что мы с вами  повторили на уроке? Какие части речи?

Имя существительное – кто? Что?

Имя прилагательное  - Какой? Какая? Какое?

Глагол  - Что делал? Что делает? Что будет делать?

   

    А теперь ,дети, напишите небольшое сочинение на тему « Почему нам  так важны эти части речи?»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....

Проект для 4 класса (образец работы ученика) по русскому языку ,логопедическому уроку на тему - "Корень"(часть слова)

Про  корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить или подобрать такое родственное слово, в котором бы этот гласный оказался под ...

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»

Тема урока: «Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи»...

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...