Конспект урока произношения в 1 классе для детей с ТНР
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Беляева Светлана Юрьевна

Конспект урока посвещён теме изучения и диффеернциации звуков В,В' в 1 классе для обучающихся с ТНР вар.5.2. В публикации содержится весь речевой материал, используемый на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_proiznosheniya_dlya_1_klassa.docx273.14 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока  «Произношение»

для  обучающихся  первого класса с ТНР (вар. 5.2) (второй год обучения).

 Тема урока: «Согласный звук В’. Дифференциация согласных звуков В-В’»

Цель урока: развитие и совершенствование фонематических процессов на материале артикуляторно - акустически близких звуков.

Задачи урока:

  1. Развитие артикуляторной моторики
  2. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза
  3. Развитие навыка деления слов на слоги
  4. Развитие вербальной памяти
  5. Развитие способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
  6. Развитие навыка самоконтроля

Структурный компонент урока (этап)

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечания

I.Организационный момент

Приветствует, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

II.Актуализация знаний

Задание №1: произнести слова с делением на слоги (хлопки)

Задание №2: с какого звука начинались все слова?  Этот звук мы изучали на прошлом уроке. Вспомните его характеристики и  объясните артикуляцию

Произносят слова хором и индивидуально, называют количество слогов.

Отвечают на вопросы, используя знания прошлого урока.

Лексический материал: вос-ток, вы-со-та, во-ди-тель, во-до-воз,ва-ре-ни-ки. 

 III.Формирование новых знаний и умений

Физкультминутка

III. Закрепление полученных знаний в самостоятельной речи

Задание № 3: фонетическая разминка (повторите цепочку слогов)

Определите тему и цель урока. (О каком звуке будем говорить, чему будем учиться?).

Задание № 4: опишите артикуляцию звука В’ и дайте его характеристику.

Задание № 5: добавьте звук В’ в начало слова, объясните значение получившихся слов.

Задание № 6:надите место звука в слове, используя числовой ряд.

Речь с движением:

 

Эй, ребята, что вы спите?!

На зарядку становитесь!

Справа-друг и слева –друг!

Вместе все  - в весёлый круг!

Под весёлые напевы повернёмся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вверх и снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх, перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой! Влево шаг. И снова стой!

Повернись направо к другу. Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу, левую дай другу руку.

Шаг назад – и два вперёд!

Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернёмся, снова за руки возьмёмся!

Задание № 7: читайте слоги и слова, поднимая кубик, если звук в слове твёрдый и тканевый шарик, если звук мягкий.

Задание № 8: Разучить стихотворение с опорой на мнемотаблицу (см.приложение № 1)

Повторят за учителем цепочку слогов хором и индивидуально.

Формулируют тему и цель урока (опираясь на ранее полученный опыт и фразы-подсказки)

Выполняют задание, опираясь на свои кинестетические ощущения и ленту звуков.

Добавляют звук в начало сказанного учителем слова. Называют слово целиком, объясняют его значение.

Слушают слова, выдвигают цифру, обозначающую место звука В’. Осуществляют самоконтроль правильности выполнения задания.

Выполняют разминочные движения.

Читают и анализируют слоги и слова со звуками В и В’.

Произносят стихотворение за учителем, анализируют мнемотаблицу, рассказывают стихотворение самостоятельно.

Слоговой материал: вя-вя-ве; ви-ви-вё; ве-ве-вю; ви-вя-ве; вё-вю-ви;вя-вё-вю

Фразы-подсказки:

Тема нашего урока….

Будем учиться правильно произносить…

Будем учиться определять место звука… и.т.д.

Задание выполняется с перебрасыванием мяча.

Лексический материал:

в-етка, в-илка, в-ерба, в-ёдра, в-ишня, в-етер, в-ёсла, в-есна, в-искИ, в-ечер.

Лексически материал:

совет (3), привет(4), завязка (3), свёкла (2), вьюга (1), ковёр (3), медведь (4).

Лексический материал  (см. учебник Мир звуков,ч.1,стр.166)

Текст стихотворения:

Волк волчонка учит выть, настоящим волком быть!

А волчонку надоело на луну выть неумело.

Он не воет, а зевает, в небе звёздочки считает.

(пример мнемотаблицы см. в Приложении 1)

IV. Рефлексия

Подведение итогов урока

С помощью учителя подводят итог урока

Приложение № 1

Мнемотаблица к стихотворению

Использованная литература:

  1. Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская Произношение. Мир звуков: Учебник для специальных (коррекционных) школ V вида. 1 класс. – М: АРКТИ, 2005. – 256с.
  2. И.С.  Лопухина  Логопедия: 550 занимательных  упражнений для развития речи: пособие ддля логопедов и родителей. – М.: Аквариум,1996. – 384с.
  3. Ю.Е.Розова, Т.В. Коробченко Логопедические занятия в период обучения грамоте: Рабочая программа. Технологические карты логопедических занятий 1 часть. М.: Редкая птица, 2017. – 336с.
  4.  И.С. Лопухина Звуки, буквы, слова. М: Корона – Принт, 2021г.                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока произношения (2 класс) Дифференциация [ш] - [ж] в слогах, словах и предложениях.

Цели: учить детей различать звуки [ш] - [ж] устно и на письме; развивать фонематический слух и чувство ритма; развивать умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, выделять голосом уда...

Конспект урока произношения 1 класс. Согласный звук [ч].

Данный конспект  создан для проведения урока произношения в школе V вида (для детей с ТНР). Главная задача - формировать правильное произношение звука, умение чётко проговаривать и  давать х...

Конспект урока "Произношение" в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР

Учебным планом в 1 классе для детей с ОВЗ, имеющих ТНР, предусмотрены уроки "Произношение", которые проводятся 2 раза в неделю учителем-логопедом. Цель данных уроков: познакомить учащихся со звуками и...

Конспект урока ИЗО 1 класс "Все дети любят рисовать"

Цель: познакомить детей с разнообразием изобразительного искусства.Задачи: - формировать художественные навыки. -подробнее познакомить учащихся с явлением художественной культуры;-учащимся выполн...

Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима"

Первое занятие по тексту "Зима".Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.​...

Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима" второе занятие

Второе занятие по тексту "Зима", дифференциация звуков з-с.Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.​...

Конспект урока во 2 классе для детей с нарушением слуха на тему "Зима" третье занятие

Третье занятие по тексту "Зима", дифференциация звуков з-с.Индивидуальное занятие с учеником с нарушением слуха.​...