Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе
методическая разработка по логопедии

Виноградова Юлия Владиславовна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_triz_v_logopedicheskoy_rabote.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.

Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах ( Азии, Европы и Америки).

ТРИЗ:

дает возможность  проявить свою неповторимость, уникальность;

учит детей нестандартно мыслить;

развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь;

позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.

Применяя данную технологию, необходимо опираться на следующие правила:

В любом обучающем действии предоставлять ребенку право выбора.

Предоставлять ребенку возможность работать с задачами, не имеющими единственно правильного решения.

В условие творческого задания закладывать различные варианты решения.

В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

Контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Данные приемы работы по использованию ТРИЗ в коррекции речевых нарушений позволяет автоматизировать звуки в речи, пополнить активный словарь и повысить логичность, точность, содержательность и оригинальность высказывания детей, при этом совершенствуя такие ценные для ребенка психические процессы, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к занятию у детей, дает возможность  развития творчества каждого ребенка.

Автоматизация поставленного звука в речи  у детей «логопатов», иногда занимает длительное время. А сочетание коррекции произношения с помощью творческих игр решает сразу несколько задач, как и закрепление звука, так и развития мышления, фантазии.

Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:

На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта.

Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)

Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.

Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов, на которых мы остановимся немного позже.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.

Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.

В работе по тризовским технологиям используем различные методы и приемы.

Один из методов — синектика, то есть, аналогия. Личностная аналогия (эмпатия)предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, которую забыли полить и рассказать, о чем он думает в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание

«Добавь словечко»

Яркое, теплое (Что)– солнце

Снег, мороженое (Что делают) – тают

Звенит, бежит (Что) — ручей

Затем познакомили детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. К определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Очень интересно проходит игра «Цепочка слов» — Трава какая? – Зеленая, мягкая? А что еще бывает мягкое? – Подушка. А подушка еще какая? – Прямоугольная и т. д.

Еще один метод — мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке «хорошо — плохо», т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерям.

В сборниках развивающих сказок Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина», Владимира Богат «В жаркой Африке» как раз — таки предложены такие задачи, которые предполагают применение метода мозгового штурма.

Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов.

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, мы решили попробовать применить ТРИЗ и в творческом рассказывании, используя различные варианты работы со сказкой.

Например, «Сказка наизнанку» — игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Можно поменять характеры героев. Например: Красная шапочка злая, а волк – добрый.

Используем также вариант «Перевирание сказки». Например: Жил был поросёнок Наф-Наф. (Дети: не один поросёнок а три). Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича (не они, а их брат Наф-Наф) и т. д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

Следующее игровое упражнение «Сказка в заданном ключе». При помощи этого упражнения открываем для детей сказку в другом времени, месте действия. Например: Жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха?

Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно по — другому.

Также предлагаем детям сочинить сказку по заданному началу. Например, в преддверии Нового года, предложили детям придумать сказку про Деда Мороза по заданному началу: «Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние подарки и вдруг…. Как вы думаете, что могло случиться?» Дети придумывали свои варианты приключений Деда Мороза

Также использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к занятию у детей, дает возможность  развития творчества каждого ребенка.

Автоматизация поставленного звука в речи  у детей «логопатов», иногда занимает длительное время. А сочетание коррекции произношения с помощью творческих игр решает сразу несколько задач, как и закрепление звука, так и развития мышления, фантазии.

Вот некоторые варианты игр с детьми при коррекции звукопроизношения с использованием элементов ТРИЗ технологии.

1-й вариант

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки на заданный звук

Ход игры:

На доске висят картинки. Логопед задает вопрос, например: «О ком или о чем можно сказать «летит?». Каждый игрок , используя картинки, составляет с заданным глаголом словосочетание и объясняет его значение. В игре можно помогать друг другу. За правильный ответ дается призовой жетон. Выигрывает ребенок у которого наибольшее количество жетонов. Глаголы: летит , падают, стоят, растет, сидят и т.д. Также возможен вариант игры, когда детей разбивают на команды.

2-й вариант

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола, на котором разложены картинки с иллюстрациями на заданный звук. Логопед задает вопрос, например: «Кто меняет свой цвет? Кто бывает злым?» и т.д., в зависимости от выбранного звука. Участники игры, используя картинки, составляют с заданными прилагательными всевозможные словосочетания. Можно усложнить на втором этапе задание: детей разделить на 2 команды. Предлагая детям в команде объяснить, почему тот или иной предмет бывает именно таким, например: почему волк бывает злым? Может ли он быть другим? Выигрывает та команда, которая придумает наиболее интересные варианты ответов.

3-й вариант

Цель: автоматизация определенного звука

Оборудование: картинки с отрабатываемым звуком

Ход игры:

Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шапка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, например : «Шапка пушистая». Картинка передается к следующему игроку. «Шапка черная», «Шапка новая», и пр., — поочередно говорят участники игры, передавая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Побеждает тот у кого наибольшее количество картинок

Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

активизации познавательной деятельности детей;

созданию мотивационных установок на проявление творчества;

созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;

формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Эта технология очень интересна и увлекательна — стоит только поглубже с ней познакомиться.

 Список используемой литературы:

Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.

Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.

Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. Москва, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская областьЕ.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область Для успешного обучени...

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе.

Использование информационно-коммуникационных технологий на логопедических занятиях....

Методический комплект по использованию технологии ТРИЗ для познавательного развития дошкольников

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо...

Актуальность использования технологий ТРИЗ в рамках ФГОС в начальной школе

В данной статье раскрывается актуальность технологий ТРИЗ, показаны приёмы "Теории решения изобретательских задач" и как их можно использовать в рамках ФГОС....

Использование технологии ТРИЗ в логопедической работе

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учрежд...