Главные вкладки

    Актуальность использования технологий ТРИЗ в рамках ФГОС в начальной школе
    статья

    Власова Анна Александровна

    В данной статье раскрывается актуальность технологий ТРИЗ, показаны приёмы "Теории решения изобретательских задач" и как их можно использовать в рамках ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_triz.docx17.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность использования технологий ТРИЗ в рамках ФГОС в начальной школе

    Одной из технологий образования в начальной школе по требованиям ФГОС является "Теория решения изобретательских задач". Данная технология помогает детям в развитии творческого мышления,  фантазии и воображения.

    Преимущество данной технологии в том, что она позволяет детям полностью раскрыть свой творческий потенциал.  У детей активизируется познавательный интерес, мыслительная деятельность, что позволяет всем детям участвовать в обсуждении темы урока. Дети рассуждают, предполагают, не боятся высказать своё мнение.

    Актуальность технологии "ТРИЗ" в том, что на уроке создаётся благоприятная атмосфера для совместного поиска и творческого решения задач, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.

    Формируя у детей умения решать поставленные задачи, я не даю прямых ответов на вопросы, стараюсь не вести их к ответу, а даю возможность "столкнуться со сложностью", увидеть проблему и найти изобретательный выход из нее.

    Во время проведения урока можно использовать следующие приёмы "ТРИЗ":

    1. "Нестандартный вход в урок". Данный приём используется для включения всех учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. У детей активизируется внимание, появляется настрой на работу.

    Например, урок можно начать таким образом:

    - Сегодня наш урок начнется с путешествия. Закройте глаза, представьте, что мы с вами отправились на летнюю прогулку в лесок, вдруг... (включается звук ветра) налетел ветер, и мы отправились в лесной домик. Пока мы шли к домику, мы услышали вот такие звуки (включается звук дождя), чтобы не промокнуть, мы поскорее зашли в домик, где нас угостили вкусным чаем. На этом наше путешествие заканчивается. Открывайте глаза и давайте поговорим о том, какие звуки вы услышали.

    2. "Хорошо-плохо".  С помощью этого приёма формируется умение находить положительные и отрицательные стороны в любой ситуации, умение разрешать противоречия, дискутировать,   анализировать ситуацию с разных сторон.

    Например:

    Класс делится на 2 группы. 1 группа ищет плюсы такого явления природы, как дождь, 2 группа ищет минусы. Каждая команда должна озвучить и доказать своё мнение.

    1. "ДА-НЕТКА" Приём помогает всем детям включиться в работу, так как позволяет отвечать всем, не боясь неправильного ответа, так же предполагает оценку внимательности детей.

    Учитель задает учащимся вопросы, на которые дети должны однозначно ответить «ДА» или «НЕТ».

    1. "Жокей и лошадь". Приём интерактивного обучения, автором которого является А.Каменский. Этот прием может использоваться для закрепления полученных на уроке знаний учащихся, для формирования культуры поведения в классе и умения нестандартными способами находить правильное решение.

    Например:

    Класс делится на 2 группы. Каждому участнику 1 группы даются карточки с вопросами (по пройденной на уроке теме), каждому участнику 2 группы даются карточки с ответами на вопросы. Дети должны, не переговариваясь, с помощью рук, жестов, взглядов найти себе пару, т.е. человека, у которого на карточке написан ответ на его вопрос. Дети передвигаются по классу, образовывают пары.

    Используя данную технологию, дети учатся с повышенным интересом, максимально используя свой потенциал и творческую активность, быстрее включаются в деятельность, качественно воспринимают содержание урока.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Показатели развития УУД в рамках ФГОС в начальной школе

    В работе перечисляются показатели УУД в рамках ФГОС в начальной школе...

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...

    Использование элементов ТРИЗ на уроке математики в начальной школе

    Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в за...

    Использование прёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы.

    Мастер- класс на тему "Использование приёмов ТРИЗ в познавательной деятельности учащихся начальной школы"....

    Методический семинар Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС.

    Актуальность технологии проблемного обучения, применеие на уроках в начальной школе. Технология проблемного обучения развивает самостоятельную деятельность по решению учебных задач, развивает мыслител...

    Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе как инструмента реализации ФГОС НОО

    Использование технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе....