Участие логопеда в исследовательской и проектной деятельности в начальной школе
консультация по логопедии

Чехонина Лариса Евгеньевна

Процесс обучения детей с нарушениями речи довольно трудный. Большинство таких учащихся с трудом запоминают учебные правила и применяют их на практике. У них помимо речевых проблем имеются нарушения коммуникативной функции, познавательной деятельности, высших психических процессов (таких как память, внимание и др.). Коррекционная работа с младшими школьниками построена на индивидуальном подходе с учётом специфики определенных нарушений.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, принимаю участие в исследовательской и проектной  деятельности в начальной школе, которая направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности, планирования и самоконтроля. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие логопеда

в исследовательской и проектной  деятельности  

в начальной школе

Процесс обучения детей с нарушениями речи довольно трудный. Большинство таких учащихся с трудом запоминают учебные правила и применяют их на практике. У них помимо речевых проблем имеются нарушения коммуникативной функции, познавательной деятельности, высших психических процессов (таких как память, внимание и др.). Коррекционная работа с младшими школьниками построена на индивидуальном подходе с учётом специфики определенных нарушений.

Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, я принимаю участие в исследовательской и проектной  деятельности в начальной школе, которая направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности, планирования и самоконтроля.  Сотрудничество логопеда и учителей начальной школы способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. В такой деятельности ученики перестают быть объектом педагогического воздействия и становятся активными участниками творческой деятельности, цель которой – активизация  собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Посещая логопункт, дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, а так же закреплять полученные.

В проектной деятельности: - помогаю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

- планирую обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;

- помогаю координировать весь процесс творческой деятельности;

- оказываю помощь детям в поиске источников информации;

- поддерживаю и поощряю активность детей в работе над проектом.

Задачи:

Приобщение детей к коммуникативной культуре.

Приобщение детей к учебному процессу.

Совершенствование отношений с обществом.

Повышение культуры речи младших школьников.

Участие в проектной деятельности направлено на закрепление полученных учебных знаний методом интересного, необычного занятия; повышение мотивации к обучению; создание положительного эмоционального настроя.

I. На подготовительном этапе участвую в определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозировании результата; изучении научной литературы по данной теме.

II. В основной период работы над проектами провожу коррекционно – развивающие занятия, где закрепляю изученный на уроках материал, повторяю с детьми правила русского языка; принимаю участие в подготовке наглядного материала.

III. На заключительном этапе подводятся итоги реализации проекта.

Практическая значимость участия в проектной деятельности - применение учащимися полученных знаний и умений в повседневной жизни в процессе социализации.

Участие логопеда в проектной деятельности способствует:

1. Развитию коммуникативной функции речи, установлению контакта детей со взрослыми.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

6. Развитию личности в целом.

7. Закреплению пройденного учебного материала.

Использованная литература:

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения  Директор школы. М.1995, №6

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/11/26/proektno-issledovatelskaya

2.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/2013/03/28/realizatsiya-proektnoy-deyatelnosti

3.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/11/06/proektnaya-deyatelnost-kak-faktor-razvitiya-intellektualnykh-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у детей начальной школы..."

Презентация на тему "Формирование исследовательских умений у младших школьников на уроках  "Окружающего мира" через систему упражнений."...

Рекомендации по организации исследовательской деятельности с учащимися начальной школы

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать ...

Исследовательская работа с учениками начальной школы

Исследовательская работа с учениками начальной школы...

Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Материал по организации исследовательской деятельности учащихся в начальной школе...

Исследовательские формы работы в начальной школе.

Кафедра  начального образования  ставит   перед   собой задачу апробирования методов коллективного проекта как первоосновы формирования интереса к исследовательской...

Исследовательская работа учащихся в начальной школе

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от клас...

«Специфика исследовательской работы с учащимися начальной школы»

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает и...