РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИЛИ ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Васильева Александра Петровна

За последнее время изменилась жизнь социума, в котором формируется личность ребенка до поступления в школу. Из-за урбанизации у детей мало условий для общения друг с другом и взрослыми, в семьях почти отсутствует ручной труд. Мир познается через аудиовизуальные средства, а ведущими стали навыки видения. С появлением компьютеров и мобильных телефонов ослабла мотивация изучения русского языка – люди стали меньше читать и писать. Поэтому, несмотря на то, что основная масса поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искаженный словарный запас, плохая дикция, из-за недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, снижен фонематический слух, имеются недостатки произношения звуков. Перед логопедом стоит задача не только коррекции речи, но и помощь учителям в том, чтобы логопаты успешно справлялись со школьной программой (русский язык, чтение).    

  Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая  особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

 Данная программа коррекционной работы в начальной школе, позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии устной речи.  Её особенностью является направленность на формирование универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Во время занятий учитываются особенности их речевого развития, организуется системное воздействие на учебно-познавательную деятельность в динамике образовательного процесса.

  В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Настоящая программа разработана на основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивного методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения у младших школьников;

- развитие артикуляционной моторики;

- коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация;

- формирование фонематического слуха, восприятия, звукового анализа и синтеза;

- формирование полноценных общеучебных умений и навыков;

- формирование коммуникативных умений и навыков;

- совершенствование мелкой моторики.

Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффекты могут быть достигнуты в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения:

  • Практические;
  • наглядно-демонстрационные;
  • игровые;
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
  • словесные.

Определяя работу с ребенком логопатом, обязательно учитываются его индивидуальные особенности; поэтому количество занятий варьируется. Программа рассчитана примерно на 60 ч. в год (1-2 ч. в неделю с продолжительностью 15-20 минут), с учетом нарушения произношения звуков одной артикуляционной группы.

С первых занятий до полного завершения работы над каждой фонемой используется наглядный материал, отдельные картинки, серии картинок, лото. Они помогают поддерживать интерес к занятиям, концентрируют внимание, вызывают положительные эмоции, а все это способствует достижению наибольшего эффекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа №2»

(с углубленным изучением отдельных предметов)

Городского округа «Город Якутск»

«Согласовано»:___________                                                                                                                           «Утверждаю»:___________

Зам. директора по ВР Николаева Е.И.                                                                                                           Директор Владимиров В.М.

«15» сентября 2022 г.                                                                                                                                       «15» сентября 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИЛИ ПОДГРУППОВЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 по коррекции нарушений звукопроизношения

1-4 класс

___________________________________________________

2022-2023 учебный год

 Разработала: Васильева А.П., учитель-логопед

                                                                                                               

        Якутск, 2022 г.


Пояснительная записка

За последнее время изменилась жизнь социума, в котором формируется личность ребенка до поступления в школу. Из-за урбанизации у детей мало условий для общения друг с другом и взрослыми, в семьях почти отсутствует ручной труд. Мир познается через аудиовизуальные средства, а ведущими стали навыки видения. С появлением компьютеров и мобильных телефонов ослабла мотивация изучения русского языка – люди стали меньше читать и писать. Поэтому, несмотря на то, что основная масса поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искаженный словарный запас, плохая дикция, из-за недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, снижен фонематический слух, имеются недостатки произношения звуков. Перед логопедом стоит задача не только коррекции речи, но и помощь учителям в том, чтобы логопаты успешно справлялись со школьной программой (русский язык, чтение).    

         Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая  особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

 Данная программа коррекционной работы в начальной школе, позволяет оказывать логопедическую поддержку младшим школьникам с недостатками в развитии устной речи.  Её особенностью является направленность на формирование универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Во время занятий учитываются особенности их речевого развития, организуется системное воздействие на учебно-познавательную деятельность в динамике образовательного процесса.

         В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Настоящая программа разработана на основе:

- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

- инструктивного методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.

Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранение недостатков устной и предупреждение нарушения письменной речи у младших школьников.

Задачи:

- создать условия для формирования правильного звукопроизношения у младших школьников;

- развитие артикуляционной моторики;

- коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация;

- формирование фонематического слуха, восприятия, звукового анализа и синтеза;

- формирование полноценных общеучебных умений и навыков;

- формирование коммуникативных умений и навыков;

- совершенствование мелкой моторики.

Коррекционная программа, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффекты могут быть достигнуты в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Основные методы обучения:

  • Практические;
  • наглядно-демонстрационные;
  • игровые;
  • методы ролевого моделирования типовых ситуаций;
  • словесные.

Определяя работу с ребенком логопатом, обязательно учитываются его индивидуальные особенности; поэтому количество занятий варьируется. Программа рассчитана примерно на 60 ч. в год (1-2 ч. в неделю с продолжительностью 15-20 минут), с учетом нарушения произношения звуков одной артикуляционной группы.

С первых занятий до полного завершения работы над каждой фонемой используется наглядный материал, отдельные картинки, серии картинок, лото. Они помогают поддерживать интерес к занятиям, концентрируют внимание, вызывают положительные эмоции, а все это способствует достижению наибольшего эффекта.

Содержание программы

I этап: подготовительный (10-12 ч)

Цель работы: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.

Задачи:

  1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
  2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
  3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
  4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе систематических тренировок.
  5. Контроль над физическим здоровьем детей (консультирование учащихся у врачей-специалистов по рекомендации логопеда с учетом индивидуальных особенностей детей).

II этап: формирование первичных произносительных умений и навыков (25-30ч.)

Цель работы: формирование первичных произносительных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Задачи:

  1. Постановка звуков должна осуществляться в следующей последовательности:

- свистящие: с, с’, з, з’, ц;

- шипящие: ш, ж, ч, щ;

- сонорные: л, л’, р, р’.

    2. Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях.

        3. Формирование умения различать звуки на слух, развитие слухового самоконтроля.

        4. Формирование и развитие мелкой моторики.

III этап: развитие коммуникативных умений и навыков (20-26ч.)

Цель работы: развитие умений и навыков безошибочного употребления звуков в речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

  1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
  2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
  3. Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, скороговорках, загадках, потешках и стихах.
  4. Автоматизация звуков в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок.
  5. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.
  6. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.

Логопедическая работа строится с учетом структуры речевого дефекта:

  • Фонетические нарушения – несформированная артикуляционная моторика (неправильное произношение звуков);
  • Фонематические нарушения – несформированность фонематического слуха (слова произносятся с искажением, вместо одного звука произносится другой);
  • Фонетико-фонематические нарушения (звук заменяется и искажается).

Звуки ставятся в определенной последовательности: С-С’; З-З’; Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л- Л’; Р-Р’.

При постановке правильного произношения использую три способа:

  • Подражание;
  • Механическое воздействие (при помощи зонда);
  • Смешанный.

Ожидаемые результаты к концу коррекционного обучения:

- чисто произносит все звуки речи;

- вычленяет звуки из слова;

- проводит звукобуквенный анализ слов;

- различает звуки на слух;

- осуществляет слуховой самоконтроль.

В программе использовалась следующая литература «Логопедия» Л.С. Волковой, «Основы логопедии» Т.Б. Филичевой, «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» М.Ф Фомичевой, «Коррекция звуков речи у детей» Л.Н. Ефименковой, «Логопедическое пособие для детей» А.И. Богомоловой.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе: игровые; наглядно – демонстрационные; словесные.

Формы организации деятельности учащихся: подгрупповая; индивидуальная.

Сводная таблица по виду контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Проведение диагностик звукопроизношения

1

1

2

Перспективное планирование по устранению нарушений звукопроизношения

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Оборудование

Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика), развитие фонематического слуха.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных органов. Направления:

1.необходимо формировать точные движения органов артикуляции;

2.развитие мелкой моторики рук;

3. развитие фонематического слуха;

4.формировать правильную воздушную струю;

5.отработка опорных звуков.

4-5 ч

Зеркало, фотографии, картинки.

Постановка звука.

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1 способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ученик воспринимает звучание и артикуляцию фонем.

2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения).

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух, память, мышление.

9-10 ч

Зеркало, шпатели, артикуляционные профили, набор картинок, запись различных звуков.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

 

А) автоматизация в прямых слогах.

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

1-2 ч

Зеркало, таблица слогов

Б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

1-2 ч

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука.

В) автоматизация в слогах со стечением согласных.

Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука

Г) автоматизация в словах (в начале слова).

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игры.

Д) автоматизация в середине слова.

Отработать правильное произношение в середине слова.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игры.

Е) автоматизация звука  в конце слова.

Закрепление звука в словах (в разных позициях)

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

Автоматизация звука в словах.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото».

Е) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото».

Автоматизация в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления:

1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Фонематический слух.

3.Пополнять словарный запас. 4.Развивать речь ребенка.

5.Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

10-12 ч

Зеркало, таблица слогов, разрезная азбука, серия картинок, игра «Умный телефон», «Лото».

А) автоматизация во фразовой речи.

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

Зеркало, игра «Лото», «Умный телефон»

Б) автоматизация звука в простом предложении.

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

Зеркало, серия картинок, игры.

В) автоматизация звука в простом распространенном предложении.

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простыми распространенными предложениями. Пополнять словарный запас.

2-3 ч

Зеркало, серия картинок, игры

Г) автоматизация в сложном предложении.

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

2-3 ч

Зеркало, серия картинок, игры

Автоматизация звука:

- чистоговорках;

- стихах;

- скороговорках;

- поговорках;

- шутках;

- потешках.

Автоматизировать произношение звука. Развивать: память, мышление внимание.

6-7 ч

Зеркало, серия картинок, игры

Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картин.

5-6 ч

Зеркало, серия картинок, игры.

Автоматизация в длинных рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

5-6 ч

Зеркало, сюжетные картинки, учебник чтения.

Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

2-3 ч

Зеркало, сюжетные картинки, учебник чтения

Дифференциация звуков:

-изолированное произношение;

- в слогах;

- в словах;

- в предложениях;

- чистоговорках;

- стихах.

Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи.

6-7 ч

Зеркало, сюжетные картинки, учебник чтения, таблица слогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"

Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....

рабочая программа подгрупповых логопедических занятий для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа составлена в соответствии с программой «Коррекция дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2010 г)....

Конспект подгруппового логопедического занятия

Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия

Занятие по уточнению представлений о звуке и букве....

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в 3 классе по теме "Изменение имен существительных мужского рода в числе"

Занятие было продемонстировано 19.12.12 на семинаре для учителей-логопедов и посвящено теме семинара: "Нейропсихологические подходы в коррекции дисграфии учащихся"....

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...