Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"
план-конспект урока логопедии (2 класс) по теме

Колосова Марина

Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_predlogami..doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Знакомство с предлогами ».

Учитель-логопед: Колосова Марина Александровна

Цель: знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях;

Задачи:

I. Образовательные.

1.Закрепле ние знания о правописании предлогов.

2.Дифференциация предлогов и приставок.

3. Тренировка в назывании дейс твий предметов.

4.Закрепление знания норм орфографии, развитие пространственных представлений.

II. Коррекционные.

1. Развивать ВПФ.

2. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

3. Развивать коммуникативные функции у детей.

III. Воспитательные.

 1. Формировать положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях на основе игрового момента.

 2. Воспитывать желание учиться и развивать познавательный интерес.

 3.  Воспитывать культуру учебного процесса.

 Форма проведения: подгрупповое занятие.

Оборудование: карточки с деформированными предложе ниями, демонстрационное пособие «Предлоги», предметная демонстрационная картинка «Гномик», схематичное изображение предлога в виде гномика (на каждого ребен ка), картинки для составления предложений.

Ход занятия.

Орг. момент

1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений из слов.

Логопед: Составьте предложения из слов (работа на кар точках).

-  Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.

-   Ломать, буря, дерево. Нашел, червяк, грач.

-   Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.

2. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными:

длинными  -  экскава тор, электромонтер

 короткими -  сок, на,  мак,  в...

Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назва ла? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? ( В,  НА... - это предлоги, слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях.)

3. Сформулировать тему  занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы потренируемся нахо дить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познако мимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги.

2. Припоминание правила о правописании предлогов.

Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить меж ду предлогом и словом другое слово или вопрос - если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.

Например: в лесу - в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В - это предлог.

3. Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

Логопед: Послушайте и постарайтесь выполнить мои инс трукции правильно.

Положите книгу на стол.

Положите карандаш на книгу.

Положите ручку под тетрадь.

Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Поче му оно непонятно?  

Дополните последнее предложение ка ким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить дан ное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...

4. Закрепление знания о правописании предлогов.

Логопед: Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Граммати ке. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, на конец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорив шихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

Логопед демонстрирует пособие «Предлоги».

 5. Развитие пространственного восприятия.

Логопед: Давайте рассмотрим домик, где живут предло ги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каж дого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (Дети объясняют значение каждого предлога.)

В - положение предмета внутри чего-либо.

НА - предмет находится на поверхности чего-либо.

ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.

НАД  - положение предмета над чем-либо.

С (СО)  - совместность пребывания с кем-то или с чем-то.

ОТ -  удаление от какого-либо предмета или объекта.

К -  приближение к какому-либо предмету или объекту...

6. Нахождение предлогов в словосочетаниях

Логопед: Рассмотрите картинку и скажите, кто где нахо дится по отношению к дому? Запишите соответствующие предлоги.

Картинка: шмель над домом, лошадь перед домом, коро ва за домом.

7. Физминутка.

За лесом усатое море лежит.                  Дети показывают у себя усы.

Волна за волною по морю бежит.          «Бег» волны изображают кис тями обеих рук.

Пройдет по волнам великан-пароход      Встать на носочки и показать себя огромным, как великан.

И каждую каплю с собой унесет.              Собрать    воображаемые    ка пельки в ладошку.

8. Игра «Найди маленькое слово».

Логопед: Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?

Логопед раздает карточки с изображением стола и сту ла. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.

Образец ответа: перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выгля дывает из под стола, из-под стула...

9. Запись словосочетаний на доске и объяснить предлог.

10. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед:  Прочитайте текст загадки,  вставив  нужныепредлоги.   Спишите  текст,   отгадайте  загадки.   Отметьте предлоги в предложениях (работа по карточкам). Дом ... улице идет,                          ... подругами и сестрами

... работу нас везет.                         Приходит ... гости ... нам.

Не ... курьих ножках,                    Рассказы, вести новые

А ... резиновых сапожках.             Приносит ... утрам.

(Автобус)                                (Газета)

III. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия

Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия

Занятие по уточнению представлений о звуке и букве....

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе

Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ "Путешествие по селу Кулунда"

Программное содержание:Активизировать словарь по теме «Наше село».Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными  в роде, в ед. ч., в Им. п..Формировать умение составлять прос...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...