Конспект подгруппового логопедического занятия
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

Калинина Елена Анатольевна

Занятие по уточнению представлений о звуке и букве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvy._zima.doc75.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya.zvuki_i_bukvy.ppt744 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ

Город: Магнитогорск

ОУ: МС(к)ОУ шк.-инт. № 4

Учитель: Калинина Е.А.

Класс: 4

Предмет: логопедия

Тема урока: Звуки и буквы

Продолжительность урока: 40 мин.

Цель: уточнение представлений учащихся о звуке и букве.

Задачи: 1) развитие слухового восприятия (дифференциация звуков); 2) различение понятий «звук» и «буква»; 3) обогащение словарного запаса; 4) коррекция лексико-грамматического строя речи; 5) развитие связной речи; 6) развитие мелкой моторики рук, психических процессов.

Оборудование: Презентация «Звуки и буквы», магнитофонная запись со звуками леса, палочки для выкладывания букв, индивидуальные карточки.

Ход занятия:

1. Организация начала занятия 2 мин.

Цель этапа: подготовка учащихся к работе, эмоциональный настрой, ориентировка во времени.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Организация внимания, внутренней готовности к уроку.

- умение организовываться;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие выразительности речи.

Словесный, наглядный

Групповая, индивидуальная

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Какое сегодня число? Какой день недели?

Расскажем о сегодняшней погоде. Какая сегодня погода? Погода солнечная или пасмурная?

Были ли осадки? Дует ли ветер? Кто может рассказать о сегодняшней погоде?


– Ответы детей.



2. Фонетическая зарядка  3 мин.

Цель этапа: развитие произносительных навыков и слухоречевой памяти.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Неречевые звуки.

- умение отраженно повторять заданную фразу

Словесный, наглядный

Групповая

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

– Вспомните скороговорку:

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы

– Отхлопаем ритмический рисунок скороговорки без слов.

– Отхлопаем ритмический рисунок скороговорки вместе со словами, выделяя ударный слог.

– Произнесите скороговорку без хлопков.

- Какое задание мы сейчас выполняли?




– Дети выполняют соответствующие движения.

– Дети проговаривают скороговорку.



- Ответы детей.

3. Введение в тему урока  5 мин.

Цель этапа: подготовка учащихся к предстоящей учебной деятельности.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Гласные и согласные звуки

Умение воспринимать речевую информацию на слух

словесный,

групповая

Деятельность учителя

Деятельность учеников

– Хочу рассказать вам историю: однажды звуки А, О, У, И, Э, Ы отправились в зимний лес на прогулку. Вокруг стояли заснеженные деревья. Солнышко освещало их своими лучами и от этого снег искрился и блестел. Звуки А, О, У, И, Э, Ы наслаждались красотой зимнего леса. Вдруг из-за куста послышалось грозное рычание Р-Р-Р, шипение Ш-Ш-Ш, пронзительный свист С-С-С и какой-то непонятный шум. Испугались А, О, У, И, Э, Ы, заглянули за куст и обрадовались. Оказалось, что это разговаривали между собой согласные звуки, тоже гулявшие по зимнему лесу.

- Какие звуки отправились в зимний лес на прогулку? Какие это звуки?

- Какие звуки встретились им в лесу?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?






– Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и зарыдать,

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

– Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах, которые их обозначают.

Тема нашего урока – звуки и буквы.

Назовите тему нашего урока.














– Звуки А, О, У, И, Э, Ы

– Это гласные звуки.

– Им встретились согласные звуки.

– При произнесении гласных звуков выходящий воздух не встречает преграды и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствие.












- Звуки и буквы.

4. Звуковой анализ слов  4  мин.

Цель этапа: формирование фонематических процессов

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Место звука в слове

Умение выделять заданный звук в слове

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

– Назовите картинку и выделите первый звук.





– Что общего в этих словах? Какие звуки слышатся в начале этих слов?

– Какое задание мы сейчас выполняли?


– Назовите картинку и выделите последний звук в слове.



– Что общего в этих словах? Какие звуки слышатся в конце этих слов?

– Что вы сейчас делали?



– Составьте слово из звуков:

В'-Ю-Г-А, С-Н'-Е-Г-О-В'-И-К, К-А-Т-О-К, С-А-Н-К-И,  К-А-Н'-К'-И.

- К какому времени года относятся все эти слова?

- Какое задание мы выполняли?

– горка, первый звук Г.

– снег, первый звук С.

– варежки, первый звук В.

– клюшка, первый звук К.

- шуба, первый звук Ш.

– Все слова начинаются на согласный звук.


– Мы определяли первый звук в слове.


- сосулька, последний звук А.

- санки, последний звук И.

– лыжи, последний звук Ы.

– облако, последний звук О.

– Эти слова заканчиваются  гласными звуками.

– Определяли последний звук в слове.




- Вьюга, снеговик, каток, санки, коньки.


- Эти слова относятся к зиме.

- Ответы детей.

5.  Физминутка 3 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Зарядка

Все мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки вверх, затем на пояс

Раз, два, три, четыре, пять.

На носочки и на пятки,

Раз, два, три, четыре, пять.

Так  мы делаем зарядку

Раз, два, три, четыре, пять.


Выполняют движение в соответствии с текстом.







6.  Пальчиковая гимнастика 4 мин.

Цель: развитие мелкой моторики рук

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Буквы

Умение воспроизводить графический образ букв

Словесный, наглядный

Индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

– Выложите букву А под деревом.

Выложите букву И около куста.

Выложите букву У на облаке.

Выложите букву П на дереве.

Выложите Л над деревом.

Выложите букву Т над кустом.

Где находится буква А?

Где находится буква И?

Где находится буква У?

Где находится буква П?

Где находится буква Л?

Где находится буква Т?

– Что вы сейчас делали?

– Чем буквы отличаются от звуков?


- Запишите эти буквы в тетрадь. Напишите на первой строчке заглавные буквы, а на второй строчные прописные.

- Какое задание мы выполняли?







– А под деревом.

– И около куста.

– У на облаке.

– П на дереве.

– Л над деревом.

– Т над кустом.

– Мы выкладывали буквы.

– Звуки мы говорим и слышим, а буквы – читаем и пишем.

Дети записывают буквы в тетрадь.



- Ответы детей.

7. Работа  со словом  4 мин.

Цель этапа: расширение и активизация словарного запаса учащихся.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Звуки и буквы.

Определение количества звуков, последовательное называние букв в слове.

Словесный, наглядный

Групповая

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

– Назовите картинки, определите количество звуков в слове.



– Прочитайте названия деревьев и назовите буквы последовательно.


– Клен – 4 звука.

– Береза – 6 звуков.

– Дуб – 3 звука.

– Рябина – 6 звуков.

– К, Л, Ё, Н.

– Б, Е, Р, Ё, З, А.

– Д, У, Б.

– Р, Я, Б, И, Н, А.

8. Письмо по памяти 4 мин.

Цель этапа: развитие навыков самостоятельного письма.

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Умение писать слова по памяти, развитие самоконтроля при письме.

Словесный, наглядный

Групповая, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 – Прочитайте слова еще раз и запомните их. Запишите слова в тетрадь по памяти.

– Проверьте,  правильно ли запомнили и записали слова.

- Какое задание мы выполняли?

– Дети читают слова и записывают их в тетради.

 - Дети сверяют запись в тетради с образцом на экране.

- Ответы детей.

9. Работа над предложением, выход в связную речь 10 мин.

Цель этапа: формирование связного высказывания

Компетенции

Методы

Формы

Использование ИКТ

Знания

Умения

Смыслоразличительная роль букв в слове, смысловое программирование высказывания

Умение восстанавливать деформированные предложения, текст.

Словесный, наглядный

Групповая

Презентация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Сейчас перед вами появятся  предложения. В них пропущены буквы. Ваша задача вставить нужные буквы, объяснив их правописание и прочитать получившееся предложение. 




- Расставьте предложения так, чтобы получился рассказ.

Какое предложение будет первым?

Какое предложение будет вторым?

Какое предложение будет третьим?

Какое предложение будет четвертым?

Какое предложение будет пятым?

- Что мы делали?

 

Прочитаем по цепочке получившийся рассказ.

О ком в нем говорится?

Как еж готовился к зиме?

Где еж проводит зиму?

Придумайте название к рассказу.

Запишите рассказ в тетрадь, подчеркните вставленные буквы.

Какое задание мы выполняли?

Т.скает он в н.ру л.сточки и мох. Наступила

 х. лодная  .сень. З.мой накроет его н.ру глубокий  сугро..  Под пуш.стым одеялом т.пло ежу. Хл.потливый ежик готовит ж.лище на з.му.





- Наступила холодная осень.

- Хлопотливый ежик готовит жилище на зиму.

- Таскает он в нору листочки и мох.

- Зимой накроют его нору глубокий сугроб.

- Под пушистым одеялом тепло ежу.

- Определяли последовательность предложений.

- Чтение текста

- Ответы на вопросы




Письмо в тетради.


Мы вставляли пропущенные буквы, составляли рассказ, записывали его в тетрадь.

10. Подведение итогов 1 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

-Наш урок подошел к концу. Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

Ответы на вопросы


               

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Знакомство с предлогами"

Логопедическое подгрупповое занятие во 2 классе по теме: знакомство с предлогами....

Конспект подгруппового логопедического занятия

Данный конспект логопедического занятия предназначен для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной школы) V вида на тему "Дифференциация акустически близких фонем "г" - "к", "гь" - "кь".

Занятие направлено на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться на логопедических занятиях в коррекционной школе V вида и в логопедиче...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии в первом классе

Данное занятие направлено на формирование умения различать на письме рукописные буквы "и" и "у";дифференциация "и", "У" на письме...

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием ИКТ "Путешествие по селу Кулунда"

Программное содержание:Активизировать словарь по теме «Наше село».Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными  в роде, в ед. ч., в Им. п..Формировать умение составлять прос...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...