Рабочая программа по логопедии
рабочая программа по логопедии

Лаврова Елена Павловна

Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_programma_po_logopedii_5_klass.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа – интернат №16»

Рассмотрено                                                                Согласовано                                                                  Утверждено                                              

Протокол заседания ШМО                                      Заместитель директора                                                  Приказом директора

учителей гуманитарного цикла                               по учебно-воспитательной работе                                КГКОУ ШИ16

          от «    »  августа  2019 г                                            ________  ФИО                                                        от «   »____________2019г._____

                                                                                    от «___»___________2019г.    

                                                                               

Рабочая программа

по логопедии

для обучающихся 5 класса

Программу разработала – учитель-логопед

Лаврова Елена Павловна

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Логопедии»  разработана в соответствии с нормативно – правовой базой:

  1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля    2002г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
  4. Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
  5. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
  6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ16
  7. Учебного плана КГКОУ ШИ 16 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края на 2019-2020 учебный год, утвержденного приказом директора от 06.09.2019 №149 – осн..
  8. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений: 5-9 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2012.- сб. 1.

          Программа  определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы, имеющих системное недоразвитие речи, испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью).

           Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством  обучения. Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей, обучающихся по программам специальной (коррекционной) школы  VIII вида, способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

         Работа по исправлению речевых нарушений у детей, обучающихся по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида должна строиться с учетом степени проявления речевого дефекта обучающихся, возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку.

 Нарушения речи у большинства обучающихся 5 класса в данном учреждении  носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- недоразвитие  фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи, связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны (в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями; связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения);

- дислексия;

- дисграфия.

          Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено  не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом.

Цель программы - обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей школьного возраста с системным недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основные задачи программы:

 1.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

2.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

3.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

         В основе  программы лежат следующие принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - веры в возможности ребенка, объективного, позитивного подхода;

- системности – изучения ребёнка как целостного,  своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменения содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязи коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;

 - здоровьесберегающий принцип - количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

Базисный учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений отводит на изучение логопедии в 7 классе – 68 часов в год (2 часа в неделю).

Занятия направлены на:

  • Уточнение знаний о составе слова, нахождение  родственных слов, выполнение различных способов словообразования (с помощью приставок и суффиксов).
  • Формирование умений согласовывать  слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.
  • Формирование навыков: программирования смысла и смысловой структуры высказывания; установления логики (связности, последовательности) изложения.
  • Отбор языковых средств, адекватных смысловых концепций, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство).
  • Формирование  навыков выделения предложения из речевого потока, умение определять количество предложений в тексте.
  • Активизацию и обогащение словаря (путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний, наблюдение явлений многозначности, синонимии, антонимии и омонимии слов).
  • Формирование мотивации к логопедическим занятиям через разнообразные формы работы.

Ведущей формой  обучения являются групповые занятия.

Методы: словесные, практические, наглядные.

Технологии:

  • коррекционно-развивающие технологии;
  • личностно ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • дифференцированный подход в обучении;
  • игровые технологии;
  • ИКТ - технологии.                        

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • алфавит;
  • способ проверки написания гласных и согласных (путём изменения формы слова);
  • чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

Учащиеся должны уметь:

  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
  • обозначать мягкость согласных буквой ь;
  • разбирать слова по составу;
  • выделять имя существительное как часть речи;
  • строить простое распространённое предложение;
  • связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
  • пользоваться школьным орфографическим словарём.

                                        Скороговорки, долгоговорки

1. У лисы лисята

2. У елки иголки колки

3. Петр Петру пек пироги

4.Все бобры добры для своих бобрят

5. Съел Слава сало, да сала было мало

6. У Кондрата куртка коротковата

7. На горе, на пригорке стояли 22Егорки : раз Егорка, два Егорка……

8. Слишком много ножек у сороконожек

9. У 33 поросят 33 хвостика висят

10. Ужин нужен и жуку, и жуку, и пауку

11. У ежа- ежата, у ужа – ужата

Учебно-тематический план 5 класс

№п/п

№ по теме

Тема

Кол-во часов

1

1

Предложение

4

2

5

Состав слова

4

3

9

Безударная гласная в корне слова

2

4

11

Сомнительная согласная в корне слова

2

5

13

Непроизносимая согласная в корне слова

2

6

15

Удвоенные согласные

2

7

17

Приставки и предлоги

3

8

20

Имя существительное

10

9

29

Предложение

4

10

31

Обследование

2

Календарно – тематическое планирование 5 класс, 2 часа в неделю

Программный материал для групповых занятий

Работа над предложением и связной речью.

Словарная работа.

Кол-во часов

Оборудование

Дата.

I

Предложение

4/35

АРМ учителя-логопеда

1.

Главные члены предложения

Определение темы текста. Озаглавливание текста

адрес

конверт

1

Подготовительные упр-я / перед применением режима Кардио/

01.09

07.09

2.

Второстепенные члены предложения

Выделение основной мысли текста

бензин

1

08.09

14.09

3.

Выделение предложений по цели высказывания

Обобщение пройденного о признаках текста

библиотека

1

15.09

21.09

4.

Обобщение по теме: «Предложение»

Отличие предложения от текста

ботинки

1

22.09

28.09

II

Состав слова

4

1.

Состав слова. Корень и однокоренные слова.

верблюд

1

Цель: познакомить уч-ся с понятиями саморегуляция, диафрагмальное дыхание. Логопед объясняет, что надо договариваться со своим организмом, тогда легче справляться с трудным напряжением, страхом, волнением.

29.09

05.10

2.

Состав слова. Окончание

Изменение окончания в различных формах одного и того же слова

верёвка

верстак

1

06.10

12.10

3.

Состав слова. Приставка

Словообразовательная и смыслоразличительная роль приставок в слове

география

остров

охота

естествознание

1

Саморегуляция - это умение владеть собой. Самый простой способ - это дыхание животом, тогда сердце, сосуды и дыхательная система работают без перегрузки.

13.10

19.10

4.

Состав слова. Суффикс

Образование слов с помощью суффиксов. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от суффикса.

герой

граница

орден

отряд

охрана

1

20.10

26.10

III

Безударная гласная в корне слова

2

1.

Безударная гласная в корне слова

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Перфокарты.

горизонт

1

27.10

09.11

2.

Проверка безударной гласной в корне

Проверка путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне

грамота

1

Упражнение « Пульс»

Упражнение «Лифт»

Занятие 3 – обучение прогрессивной мышечной релаксации

Упражнение» Растягивание»

Упражнение « Жираф»

Упражнение « Морщинки»

10.11

16.11

IV

Сомнительная согласная в корне слова

2

1.

Сомнительная согласная в корне слова

Составление рассказа с выбранными словосочетаниями

долото

металл

железо

1

17.11

23.11

2.

Проверка сомнительной согласной в корне слова

забота

защита

знамя

1

24.11

30.11

V

Непроизносимая согласная в корне слова

2

Диагностический сеанс « ЭМГ».

Звукозапись долгоговорок в исполнении этих уч-ся

Режимы сеанса Лого:

- режим « Выдох»

- режим « Чтение»

- режим « Речь» , « Отдых»

1.

Непроизносимая согласная в корне слова

канал

1

01.12

07.12

2.

Правописание непроизносимой согласной в корне слова

каникулы

1

08.12

14.12

VI

Удвоенные согласные

2

1.

Удвоенные согласные

картон

1

15.12

21.12

2.

Правописание удвоенных согласных

коллекция

1

22.12

11.01

VII

Приставки и предлоги

3

1.

Правописание приставок и предлогов

Изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам.

колонна

1

12.01

18.01

2.

Буква ъ после приставок

компас

1

19.01

25.01

3.

Контрольный диктант

1

26.01

01.02

VIII

Имя существительное

10

1.

Общее понятие о частях речи

Выписать из текста имена существительные, связанные с темой грозы.

космос

1

02.02

08.02

2.

Имя существительное

Подобрать имена существительные с темой «Рыбалка». Составить с ними предложения.

матрос

1

09.02

15.02

3.

Имена существительные собственные и нарицательные

Расположить части текста в следующем порядке:

-основная мысль;

-примеры, факты, подтверждающие основную мысль;

-ещё раз об основной мысли, но другими словами

область

1

16.02

22.02

4.

Имена существительные собственные и нарицательные

овраг

1

01.03

02.03

5.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

победа

1

15.03

16.03

6.

Род, число имён существительных

природа

равнина

1

22.03

23.03

7.

Мужской и женский род с шипящей на конце слова

ракета

1

29.03

30.03

8.

Падежи

Распознавание падежей. Выделение из предложений различных словосочетаний с именами существительными, постановка вопроса от главного слова к зависимому и определение падежа

салат

1

05.04

06.04

9.

Склонение имён существительных

салют

1

12.04

13.04

10.

Падежные окончания существительных трёх склонений

свобода

1

19.04

20.04

IX

Предложение

4

1.

Распространённые и нераспространённые члены предложения

Восстановить порядок предложений в тексте

север

1

26.04

27.04

2.

Главные и второстепенные члены предложения

стамеска

инструмент

1

03.05

04.05

3.

Однородные  члены предложения

Составление текста письма. Знакомство с образцом. Анализ структуры письма. Коллективное составление текста письма по образцу.

столица

1

10.05

11.05

4.

Схема синтаксического разбора

физкультура

творог

1

17.05

18.05

X

Обследование

2

1

Обследование письменной речи

1

24.05

2

Обследование устной речи

1

25.05

Список литературы

  1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
  2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
  5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
  6. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  7. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
  8. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
  9. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
  10. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева  «Логопедия». Москва. 1995 г.
  11. С.Ф. Иваненко  «Формирование  навыков  чтения  у  детей  при  тяжелых  нарушениях  речи». Москва. 1987 г.
  12. И.Н. Садовникова  «Нарушение  письменной  речи». Москва. 1983 г.
  13. Л.Г. Кобзорева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина  «Коррекционная  работа  со  школьниками  с  общим  недоразвитием  речи». ТЦ  «Учитель». 2001 г.
  14. Т.А. Ладыженская  «Методика  развития  речи  на  уроках  русского  языка». Москва. 1980 г.
  15. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская  «Русский  язык». Учебник  для  5  класса. Москва. 2009г.
  16. З.Ф.Малышева. «Чтение». Учебник для 5 класса. Москва. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по логопедии

В работе представлены рабочие программы для 1-4 классов...

Рабочая программа по логопедии( коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия) 2 кл

Представлена рабочая программа по логопедии, 2 кл., дисграфия, обусловленная недоразвитием фонематического восприятия. В программе имеется пояснительная записка, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по логопедии

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОНР  с 1-го, испытывающих трудно­сти формирования  устной и письменной речи (письма и чтения)....

рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программа учителя-логопеда с календарно-тематическим планированием на массовую школу...

рабочая программа учителя-логопеда

рабочая программа учителя-логопеда на классы скоу...

Рабочая программа по Логопедии 2 класс

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...