Логопедическое занятие на тему: «Имя существительное»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Юлия Александровна Орлова

Цель: согласование местоимений он мой, она моя, оно моё с существительными

Задачи:
• Закреплять понятия одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
• Научиться изменять существительное по числам;
• Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления, мелкой моторики.

Наглядные пособия и раздаточный материал: макет весов, предметные картинки, плакат с кармашками-вкладышами, слоговые таблицы с номерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: «Имя существительное»

Цель: согласование местоимений он мой, она моя, оно моё с существительными

Задачи:
• Закреплять понятия одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
• Научиться изменять существительное по числам;
• Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления, мелкой моторики.

Наглядные пособия и раздаточный материал: макет весов, предметные картинки, плакат с кармашками-вкладышами, слоговые таблицы с номерами.

Ход занятия

I. ОРГ. МОМЕНТ

- Я здороваюсь везде-

Дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской …

Логопед и дети ...курице. (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй, День! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

2. Введение в тему занятия.

 «Всему название дано-
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету.
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами»

 - Что вы знаете об имени существительном?

  Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.

  Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что?

На доске изображение весов, на которых написаны вопросы КТО? ЧТО?

ЧТО?   КТО?

3. Игра 4-ый лишний”. На доске записаны слова:

Кот, бежит, мурлычет, спит;

Едет, стоит, ждёт, автобус.

Вычеркнуть лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Дети вычёркивают слова ( кот, автобус).

-Почему эти слова лишние?- Слова автобус и кот называют предметы, остальные слова называют действия предметов.

- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы и слова- автобус , кот?

Д.: Кто? Что?

-  К какой части речи относятся слова, отвечающие на вопросы кто ? что?

Д.: Имя существительное.

- Какой вопрос зададим к слову кот? К слову автобус? Почему?

Д.: Кот- кто? автобус-что? ( одушевлённые и неодушевлённые существительные).

- Можно ли эти слова изменить по числам?

Д.: Кот-коты, автобус-автобусы.

- Когда мы произносим слово кот, мы думаем, что это кот-мальчик или кот-девочка?

Д.: кот-мальчик.

Л.: Оказывается, слова-существительные можно разделить на группы не только одушевлённые и неодушевлённые, но ещё и относящиеся к разному роду. ( объявление темы занятия)

У детей карточки со словами существительными. Детям надо прикрепить слова на весы к вопросу КТО? или ЧТО?.
Слова: аист, пенал, кукла, рука, ручка, муха, человек, дорога, мышка.

- По какому принципу раскладывали слова? (одушевлённые, неодушевлённые) .

4.  Работа по карточке №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:

            Собака, воробей, Казахстан,  речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, Костанай, дождь.


Что ещё знаете об именах существительных? (дают имена предметам)

5.  На доске предметные картинки (гриб, грибы, вишни, листья)

-Какая картинка лишняя? (подводим ответы детей к тому, наводящими вопросами, к тому, чтобы назвали лишней гриб). Почему?
Д.: Много-один
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Логопед читает сказку из книги В. Волиной “Весёлая грамматика” “Как у существительных род появился”.

“ Из этой истории вы узнаете, как у существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что даже сама королева Грамматика их путала.

И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён.”

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они очень были. Услышали про указ королевы и бросились делить между собой слова. Слов много, а жизнь коротка. Делили они делили, пока смерть им не помешала. так и не разделили до конца все слова. пришла королева Грамматика и постановила: “Те слова, которые взял себе муж, пусть будут МУЖСКОГО рода. Там оказались слова – стул, кот, снег и многие другие. Те слова, которые взяла себе жена, пусть будут ЖЕНСКОГО рода. Там оказались слова-ручка, парта, кошка и многие другие слова. А те слова, которые остались неразделёнными пусть будут СРЕДНЕГО рода. Там оказались слова – море, солнце, окно, сердце и многие другие. Вот так и появился у существительных род.”

6. На доске вывешиваются ( по ходу чтения сказки) три домика, в первом домике в окошке –мальчик, подписано на крыше М.Р., во втором домике лицо девочки и подписано Ж.Р., в третьем домике- пустое окошко, подписано на крыше- СР.Р.

-Чтобы нам разобраться, куда, в какой домик пойдут слова-существительные, нам будут помогать слова-помощники: он мой, она моя, оно моё.

            На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? Имена существительные  относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

           

Женский род  запомню я и скажу: "Она моя”.

И запомню  род мужской  и опять скажу: "Он мой”.

Средний род:  "Оно моё” – это правило твоё.

  Работа по карточке №2.

 Определить род имён существительных. 

 Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.

7. Физминутка:

8. Игра на развитие слухового внимания «Слушай слово»

Логопед называет существительные в единственном и множественном числе, дети воспринимают на слух, если слово существительное в ед.ч, хлопают в ладоши 1 раз, если существ. во мн.ч., хлопают в ладоши 2 раза.

Слова: мышка, мышки, цветы, цветок, пальцы, палец, стол, столы, конфеты, конфета, солнце, луна.

- На какие слова вы хлопали 1 раз, на какие 2 раза? Почему? Почему слова луна и солнце я назвала только в единственном числе? Можно ли эти слова назвать во множественном числе? Почему? Оказывается, есть существительные, про которые можно сказать только во множественном числе или только в единственном.

9.  Работа по карточке №3.

            Допиши  пару.

            Шапки - ,   носки - ,  яблоки - ,  сад - ,  сапоги - , груша - , лес - ,  камни - , острова - , село - , поля - , деревья - , столы - ,  ключи - , ромашки - , ягоды - , огни

10. Итог урока.

Какую часть речи повторяли?

Что такое имя существительное?

Что имеет имя существительное?

Какие бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

  - Спасибо за урок.

 

  Работа по карточке №2.

 Определить род имён существительных. 

 

Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.

 

 Работа по карточке №2.

 Определить род имён существительных. 

 Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.

Работа по карточке №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:

           

 Собака, воробей, Казахстан,  речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, дождь.

 

 Работа по карточке №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:

       

     Собака, воробей, Казахстан,  речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...

План-конспект открытого коррекционно-развивающего логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа", 1 класс.

Материал содержит подробный план конспект открытого коррекционно-логопедического занятия по теме: "Коррекция нарушения звукового и языкового анализа и синтеза. Лексическая тема "Школа",...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Открытое подгрупповое логопедическое занятие по теме: «Имя существительное» 2 класс (для детей с ОВЗ)

Конспект открытого  подгруппового  логопедического занятия для учащихся 2 класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже»

Оборудование: картинки с изображением детёнышей животных, лото, камень, верёвка, печатный текст.Цель: закрепить навыки правописания имён существительных в родительном падеже....