Тренинговые занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
методическая разработка по логопедии (1, 4 класс)

Шамсутдинова Римма Мингайдаровна

Методическая разработка по теме:

 «Использование тренинговых занятий в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningovye_zanyatiya_dlo_ovz.microsoft_word.docx150.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский

Методическая разработка по теме:

 «Использование тренинговых занятий в процессе работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».

Шамсутдинова Римма Мингайдаровна

учитель начальных классов, высшая категория.

г. Советский 2022год

 Тренинговое занятие для детей с ОВЗ

«Я и другие. Наши эмоции».

Введение.

В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы                                 действительной жизни,

в которую он не может еще войти по сложности ее явлений и интересов».

   К.Д.Ушинский

     В последнее десятилетие по данным исследователей в области психологии, увеличивается количество детей, которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью, в результате чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная коррекция, становится наиболее актуальной.

       Одним из основных факторов эмоциональной неустойчивости детей является тревожность. Состояние тревожности чаще повышается при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, психофизиологических нарушениях. Наиболее остро проблема тревожных состояний встает в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие различные отклонения психофизического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

        Тренинговые  упражнения  составлены для работы  с детьми  ограниченными возможностями здоровья. Занятия проводятся 1-2  раза в неделю в тренинговой форме. Тренинговые упражнения можно успешно использовать на уроках.  Целесообразность таких занятий объясняется необходимостью социальной адаптации детей с ОВЗ.

Содержание методической разработки соответствует

дидактическим принципам:

- принцип доступности: учебно-методического пособие соответствует возрастным особенностям и возможностей обучающихся. Задания имеют коррекционную направленность, представлены в доступной форме и направлены на формирование у учащихся практических и интеллектуальных умений.

- принцип систематичности и последовательности: изучаемый учебный материал представлен последовательно, прослеживается взаимосвязь изучаемых тем;

- принцип наглядности: иллюстрации позволяют повысить уровень учебной мотивации учащихся, активизировать их речевую и познавательную деятельность, уточнить и закрепить полученные знания.

В настоящее время не разработано в достаточной мере учебно-методических пособий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это указывает на актуальность выбранной нами  методической разработки.

Цель: расширение знаний подростков об эмоциональной сфере.

Задачи:

информирование о видах и функциях эмоций, особенностях их проявления и переживания;

создание условий для развития способности к осознанию подростками собственного мира эмоций и чувств;

создание условий для развития способности подростков понимать эмоциональные состояния других людей и умения выразить свое состояние.

Материально-технические условия для проведения: стулья по количеству учащихся, листы бумаги, ручки, мяч, клубок ниток, дидактические карточки.

Виды упражнений.

Упражнение «Круг радости»

Цель: организация рабочей атмосферы.

В начале занятия каждый участник рассказывает, с каким настроением он пришел, чего ждет от занятия. Говоря об этом, участник наматывает на руку нитку и передает клубок следующему участнику, пока все не окажутся связанными «паутиной» ниток.

Делается вывод о том, что наше настроение и эмоции влияют на тех, кто нас окружает.

Упражнение «Твое имя» .

Цель: поднятие настроения, включение в работу.

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина).
Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.

Упражнение «Мимическая гимнастика» .

Цель: снятие напряжения, формулирование темы занятия.

Сейчас мы с вами сделаем мимическую гимнастику. Я буду говорить задание, мы вместе будем его выполнять и пытаться понять, что же выражает наше лицо? Какую эмоцию?

Сморщить лоб, поднять брови («удивление»). Расслабить. Сохранить лоб гладким в течение минуты.

Сдвинуть брови, нахмуриться («сержусь»). Расслабиться.

Полностью расслабить брови, закатить глаза («а мне «до лампочки»).

Расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулак, все тело напряжено («страх», «ужас»). Расслабиться.

Расслабить веки, лоб, щеки («лень, хочется подремать»).

Расширить ноздри, сморщить нос («брезгливость», «вдыхаю неприятный запах»). Расслабиться.

Сжать губы, прищурить глаза («презрение»). Расслабиться.

Вывод:  Каждый день, глядя в зеркало и на окружающих людей, мы замечаем перемены в лицах. От чего они зависят? Как мы понимаем, что в данный момент испытывает человек? Для чего нам это понимать? Надо ли понимать себя? (Дети рассуждают)

Упражнение «Маски эмоций» .

Цель: установить, насколько учащиеся понимают те или иные эмоции.

Предварительно ведущий дает понятие об эмоциях и выясняет, какие из них известны учащимся. Можно выписать их на доску. Целесообразно выяснить у подростков, какие у них возникали ощущения, когда они испытывали те или иные эмоции, описать ситуации, возникающие под влиянием определенных эмоций. После этого раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, презрение и т.д. Каждый изображает указанное эмоциональное состояние человека, другие отгадывают. Обсуждается, насколько верно переданы те или иные эмоции.(Приложение 1)

Упражнение «Назови эмоцию»

Цель: осознание полезных и вредных эмоций, самоанализ.

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению.
Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.

Игра-упражнение «Дерево настроения». Жестами педагог показывает ребятам на информационный стенд, где находится изображение дерева. На столе лежат карточки с изображением эмоций, педагог выбирает карточку с радостным изображением, показывая пример, как правильно выполнять задание. (Приложение 2)

Упражнение - медитация «Полет на ковре-самолете»

Цель — обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния.

Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий:

«Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан?

Вы садитесь на свой волшебный ковер - самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками…

Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно.

Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите.

Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в класс, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Рекомендации: произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов.

После завершения упражнения участники делятся своим опытом, рисуют найденное безопасное место.

Цель: подведение итогов занятия.

Расскажите, пожалуйста, узнали ли вы что-то новое на сегодняшнем занятии? Что было интересно? Что запомнилось?

Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. 

Упражнение «Оцени занятие»

Цель: получение обратной связи.

Сейчас вы оцените наше занятие по пятибалльной шкале. На счет 3 все разом показывают столько пальцев на руке, насколько оценили занятие. 

Заключение

Обучающиеся с ограниченными возможностями ( ОВЗ), относящиеся к определенной категории нарушений, сталкиваются с различными трудностями в общеобразовательном пространстве, так как подростковый возраст сам по себе является переходным, критическим. Эти трудности отрицательно влияют на процесс обучения и социализации и обусловливают необходимость проведения коррекционной работы по оптимизации когнитивного, эмоционального развития подростков с ОВЗ и определяют основные направления данной работы. Особенное внимание уделяется становлению самосознания личности, ее самоопределению, само актуализации и самоутверждению. Осуществляя занятия с данной категорией детей, требуется индивидуальный подход для каждого ребёнка с учётом характерных для него затруднений. Необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой, так как дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются. Очень важно заинтересовать ребенка. Для этого надо разнообразить виды занятий.  С помощью  игр-упражнений   проводится работа по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.

Коррекционно-педагогическая работа на уроках в общеобразовательной школе осуществляется на основе комплексного подхода, направленного на определение индивидуально-ориентированных методов и приемов повышения уровня эмоционального состояния детей ограниченными возможностями здоровья  в процессе усвоения учебных знаний.

Список использованных источников:

1.Урок в современной школе « Развитие творческий способностей учащихся» Л.П.Арефьева  2011г 221с

2..«Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья». Методические рекомендации. – Сыктывкар, 2013..

3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика/ А. М. Прихожан. – М.: 2000.

4.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995.-144 с.

5. Московкина А. Г. Ребенок с ОВЗ в семье. – Изд-во «Прометей», 2018.

6. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

                                                                                                                                               Приложение 1.

Радость

Грусть

Гнев

Удивление

Восхищение

                                                                                                                                                        Приложение2.

t1595153774aa.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Презентация по теме: "Игры и игровые технологии на уроках в коррекционной школе-интернате, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)..

Это презентация, в которой учителя коррекционной школы-интерната делятся своим опытом работы по применению игр и игровых технологий на уроках. Они рассказывают об играх, сделанных своими руками и купл...

Использование инновационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становиться все больше, несмотря на усилия, принимаемые обществом, с целью их социализации...

Статья из опыта работы на тему "Проведение опытно - экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В статье изложены рекомендации по проведению опытно - экспериментальной работы с умственно отсталыми детьми, особенность вовлечения таких детей в процесс опытов и руководство ими. Подробно описана спе...

Использование методов Образовательной Кинесиологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Применение методов Образовательной Кинесиологии (Образовательной  Кинестетики) в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного образовательного учреждения с целью профилактики и ко...

Возможности песочной терапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются показания и противопоказания для занятий песочной терапией. Так же приведены ряд упражнений, которые можно использовать для занятий в песочнице....