« Постановка звука [р] »
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Королёва Татьяна Игоревна

 

Конспект логопедического занятия:

в 1 классе

« Постановка звука [р] »

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_zvuka_r.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия:

в 1 классе

« Постановка звука [р] »

                             Составила:

                             учитель-логопед

                             

                             Королёва Т.И.

1. Тема «Постановка звука [Р] »

2. Возрастная направленность Дети 7-8 лет.

3. Тип занятия Индивидуальное занятие

4. Программные задачи

  -уточнить артикуляцию звука [р];

  -продолжить работу над постановкой звука [р];

-развивать фонематический слух, мелкую моторику;

- обогащать словарь;

- развивать  внимание, память, мышление;

- развивать  умение  внимательно  вслушиваться в речь взрослого.

   

 Ожидаемые результаты

Правильная артикуляция звука [р]

 Оборудование:  логопедические зонды, зеркало, предметные картинки.

                                                         

                                                   Ход занятия

  1. Организационный  момент;
  2. Артикуляционная гимнастика:
  • Упражнение «Веселый дождик»

Цель:  развивать тонкие движения  кончика языка и пальцевую моторику.

Звукознайкин любит изображать веселый дождик. Поиграть вместе с ним, тебе помогут твои язык и руки. Произнеси твердо звуки  [т - д]. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются  обо что – то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, теплые – падают на твою руку,

Сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.

Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д…

(Правой рукой изобрази падающие капельки дождя.)

На цветок  - т-д, т-д…

(Левой рукой изобрази цветок.)

И на дорожку - т-д, т-д…

(Из левой руки сделай дорожку.)

Застучал по крыше он - т-д, т-д…

(Изобрази левой рукой крышу домик)

И раздался частый звон - т-д, т-д…

(Дождик пошел сильнее.)

Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть.

  • Упражнения «Танк стреляет», «Пулемет строчит»,

«Заводим мотоциклы»

Цель: отрабатывать подъем кончика языка к альвеолам, укреплять мышцы языка на четких ударах звука [д]. Необходимо контролировать удержание  нижней челюсти.

  Сегодня у Звукознайкина воинственное настроение, он представил, что он- солдат.

  Попробуй пострелять вместе с ним.

  Постреляй медленно, твердо произнося звук [д]:  д-д-д.

Теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился

Сильнее:   д-д-Д,    д-д-Д.

  Постреляй быстрее, четко произнося звук [д]:    д-д-д-д-д-Д…

А теперь  «построчили» языком, произнося последний звук

Громче!

А теперь вы со Звукознайкиным заводите мотоцикл:  д-д-д.

Теперь заведи мотоцикл с постепенным усилением звука: д-д-д-   д-д-д

Мотор затрещал, и мотоцикл поехал. Счастливого пути!

  • Упражнение  «Построй домик для бельчат и бельчат»

В лесу со Звукознайкиным вы увидели, как строятся домики для бельчат и д

зайчат. Конечно, ты тоже поможешь в работе, повторяя языком звуки и изображая руками действие:

  Строим домик для бельчат,

Целый день тук да тук – т-д, т-д,

Раздается звонкий стук – д-д, д-д,

Строим домик для бельчат – т-д, т-д,

Молоточки стучат – т-д, т-д.

Дом надежный  у бельчат – т-д, т-д.

Строим  домик для зайчат,

Целый день тук да тук – т-д, т-д,

Раздается звонкий стук – д-д, д-д,

Строим  домик для зайчат - т-д, т-д,

Молоточки стучат – т-д, т-д.

Домик крепкий у зайчат– т-д, т-д.

Ну, вот, домики готовы – красивые, прочные, теплые. Ты хорошо помог белкам и зайцам.

  • Упражнение «Пчелка трудится»

Цель:  выработать умение удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

Отгадай загадку:

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

  Похлопочет над цветком –

  Он поделится медком.

Ты догадался – это пчелка. Она летает от цветка к улью, звеня: дззз дззз, от улья к цветку: дззз – дззз. Собирает целый день сладкий сок – нектар из цветов и несет его к улью, издавая звуки: дззз – дззз.

 Позвени как пчелка:

-приоткрой рот;

-держи кончик языка у верхних бугорочков;

-сильно выдыхай на кончик языка, произнося звуки дззз – дззз;

-почувствуй кончиком языка щекотание от сильной струю воздуха

-проверь силу струи воздуха – поднеси тыльную сторону руки ко рту.

  1. Из предлагаемых  предметных картинок выбрать те, в названии которых есть звуки [р]  [р’].

Предлагаемые картинки:  рыба, лев, самолет, ручка, отряд, дерево, стол, труба , лампа, роща, школа, ручка.

  1. Физминутка.

Принимаем позу покоя. Наступает «Волшебный сон».

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело.

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

  1. Работа с логопедическим зондом.

 6.      Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуками [р]  [р’].

  Рано, рано мы встаем,

  Громко сторожа зовем:

  Сторож, сторож, поскорей

  Выходи кормить зверей.

7.    Итог занятия

- С каким звуком мы сегодня работали?

- Зачем мы учимся его произносить?

- Как ты думаешь у тебя получился этот звук?

- Вспомни слова, в которых звучал этот звук.

Список использованной литературы  

  1.  Волина В.В. Занимательное азбуковедение .-  Москва: Просвещение 1991
  2.  Кочергина А.В., Гайдина Л.И.  Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007
  3. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях.-Москва: Просвещение 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка звуков з-с

В данном материале даётся непосредственно план индивидуальной работы по постановке звука....

Конспект индивидуального занятия "Постановка звука "Л".

В конспекте представлены задания для постановки звука...

Технологическая карта индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению 3 класс 2 отделение Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

выработка удлинённого выдоха;развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;развитие артикуляционной моторики;постановка звука «Р»;автоматизация звука «Э»...

Тема: Постановка звука «Р»; автоматизация звука «Э» «Времена года. Зима», «В магазине».

Постановка звука [р]Автоматизация звука [Э]Восприятие текста на слух и ответы на вопросы...