Логопедические занятия с обучающимися младшего школьного возраста
статья по логопедии

   Логопедическая работа с младшими школьниками имеет ряд особенностей. Если с детьми дошкольного возраста она направлена на развитие и совершенствование устной речи, то с младшими школьниками главная задача логопеда - пропедевтика вторичных нарушений при овладении навыками письма и чтения у первоклассников и преодоление трудностей в обучении у учащихся 2-го - 4-го классов. Для специалиста важными диагностическими признаками неуспеваемости детей являются недостатки развития устной речи. К этим недостаткам далеко не всегда относятся особенности звукопроизношения. Чаще предрасположенность к возникновению трудностей в обучении имеют дети со скудным словарным запасом, несовершенством грамматического строя речи, что в свою очередь препятствует возможности детей самостоятельно и в правильной форме формулировать ответы, вести диалог с использованием развернутых фраз, составлять пересказы и связные речевые высказывания на заданную тему. В письменных работах учащихся, имеющих подобные недостатки, часто наблюдаются ошибки в виде использования предложений примитивной структуры, неправильного согласования слов в них, неточного применения предлогов со словами по значению, приставок и суффиксов в словах. Обращают на себя внимание смешения звуков в устной речи, возникающие сложности при воспроизведении слов сложной звуко-слоговой структуры, неточная дифференциация оппозиционных по звучанию фонем. Эти недостатки будут иметь отражение в письменных работах в виде буквенных замен, пропусков и перестановок букв и слогов. При проведении диагностики школьникам предлагаются задания по определению позиции звуков в словах, их количества и линейной последовательности, выявляется способность учащихся синтезировать слова из предъявленных в определенной последовательности букв.

      С учащимися 2-го - 4-го классов проводится дополнительное логопедическое обследование на выявление уровня сформированности навыков письма и чтения. При наличии ошибок определяется их характер (неумение применять знакомые правила при написании слов или неспособность грамотного письма в связи с особенностями речевого развития ребенка), частота их проявления, в каких видах письменных работ они находят отражение. Важным для детей школьного возраста является также способность слушать, воспринимать, понимать обращенную к ним речь. В настоящее время в образовательных учреждениях возрастает количество детей из семей, плохо владеющих русским языком.  В связи с этим, работа логопеда с данной категорией детей усложняется тем, что часто на первом месте стоит  не проблема  коррекции  у них имеющихся речевых нарушений (в частности, звукопроизношения и звукоразличения), а  необходимость  обучения их русскому языку для создания безбарьерной языковой среды и осуществления процесса коммуникации с использованием вербальных средств общения. Нередки случаи логопедической работы с детьми школьного возраста, имеющими нарушения, связанные с педагогической запущенностью,  имеющими особенности развития эмоционально-волевой сферы. Сложности при работе с ними возникают ввиду  наличия поведенческих особенностей, а также часто - ввиду отсутствия у них мотивации к успешному обучению.

       Логопедическая работа с детьми школьного возраста выстраивается с учетом  выявленных у них нарушений. Занятия  проводятся регулярно, во внеурочное время с применением методов и приемов, способствующих преодолению недостатков развития как устной, так и письменной речи. Необходимо отметить, что логопедическая работа ведется в тесной взаимосвязи с учителями, обучающими этих детей. Это взаимодействие помогает отслеживать динамику, при необходимости - пересматривать перспективный план работы с ними с целью поиска более эффективных мер логопедического воздействия.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УЧИТЕЛЬ- ПРОФЕССИЯ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»

Вoспитание челoвека всегда былo, есть и будет одной из самых слoжных задач. В нашем, достаточно стабильно развивающемся обществе, возникают серьезные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Гло...

Проектная деятельность обучающихся младшего школьного возраста на занятиях по робототехнике

Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей....

Профориентационное занятие для обучающихся младшего школьного возраста “Кем быть? Каким быть?”

Цель: подготовка младших школьников к выбору будущей профессии путем расширения знаний о профессиях.Основные задачи:Выявить уровень знаний учащихся о профессиях;Повторить уже изученные профессии...

«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми младшего школьного возраста с дизартрией по теме автоматизации звука "Ж"

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (массаж мышц артикуляционного аппарата О.Г. Приходько) с детьми младшего школьного возраста с д...

Использование игровых технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста

В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективн...