Рабочая программа по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР) 2 класс
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Некрасова Кира Александровна

основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tnr_proiznoshenie_2_klass.docx72.13 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ДЕПАРТАМЕНТ ПО СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ЗАВОДОУКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

Рассмотрена

на заседании ППк

протокол № _

от «26» августа  2022 г.

Председатель ППк:____________

/Т. С. Ильина /

Согласована:

зам.директора по УВР

Т.С.Ильина

_____________

« 29» августа  2022 г.

                Утверждено

          Приказом  директора

          № О – 302  

    от «29» августа 2022 г.

        

Рабочая программа

по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР)

2 класс

        

                                                           Составила:

                                                                                                 К. А. Некрасова, учитель-логопед

Заводоуковск, 2022 г.

  1. Пояснительная записка.

Данный курс разработан с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г.№1598,  рекомендаций ПМПК, на основе методик Чиркиной Г.В., Козыревой Л.М., Елецкой О.В., Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.

Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет параллельно.

Таким образом, основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

2.   Общая характеристика коррекционного курса.

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие о трудностях формирования высказывания. У части детей отмечаются нарушения голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность обучающихся к овладению анализом звукового состава слов не соответствует возрастным нормам. Детям недоступны элементарные задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций. Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной нервной системы и имеют устойчивый характер.  

Соответственно, программа учебного предмета «Произношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.

Образовательная программа по «Произношению» ориентирована на обучение детей с нарушениями речевого развития и должна обеспечивать возможно полную интеграцию их в условия общеобразовательной среды. Уроки произношения служат усилению внимания к речевой деятельности обучающихся, усвоению полноценных речевых навыков в различных коммуникативных ситуациях, расширению и обогащению лексико-семантической и грамматической сторон речи, формирующих предпосылки для обучения языку и литературе. Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются:

- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;

- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых.

Начиная с 1 класса, на уроках произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

На уроках произношения в 1 классе необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

- развитие артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Существенной особенностью работы является то, что к урокам произношения все обучающиеся должны уметь правильно произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.

3.Описание места коррекционного курса в учебном плане.

 В соответствии с АООП НОО (раздел « Учебный план») на  изучение  коррекционного курса    отводится  34 часа в  год  (1 час в неделю, 34 учебные недели)

            4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса.

Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.

 В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется особенно большое внимание в первые годы обучения.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия предусматривается обучение детей правильному слитному произношению слов постепенно возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание при обучении.

Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым условием успешного овладения  грамотой.

Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости - глухости и т.д.).

На специальных уроках «Произношения» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.

             5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные

Осознавать и принимать социальную роль обучающегося, сформированное положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Предметные

Правильно называть основные органы артикуляционного аппарата.

Правильно произносить слова различной звуко-слоговой структуры с включением стечения согласных и оппозиционных звуков

Правильно использовать освоенный речевой материал в отработанных прозаических и стихотворных текстах, свободной речи;

выделять ударный слог в словах, состоящих из 2,3,4,5-ти слогов;

осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;

выделять смысловое ударение;

различать и выделять из состава доступных по структуре слов усвоенные звуки: гласные, согласные;

различать интонационную окраску предложения по цели высказывания.

в соответствии с орфоэпической нормой произносить предлоги с существительными;

составлять и правильно произносить предложения с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности с соблюдением правильной интонации и ударением;

Четко произносить окончание слова в связи с изменением его формы;

Четко, правильно и выразительно прочитать небольшой рассказ, стихотворение;

Понимать и употреблять в речи термины «звук», «слог», «слово», «ударение», «ударный слог».

Произносить в быстром темпе различные слоговые сочетания с мягкими согласными звуками, а также в слогах разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием оппозиционных согласных, слоговых сочетаний со звуком Й;

Выделять звуки из слов различного звуко-слогового состава;

Четко, слитно, с правильным ударением произносить трех-, четырех-, пятисложные слова, состоящие из открытых и закрытых слогов, со стечением 2 согласных в составе слова;

Правильно и плавно произносить слова с приставками;

Слитно произносить предлоги с существительными и прилагательными;

•        рассказывать наизусть 5-7 коротких стихотворений, позволяющих продемонстрировать навыки произношения в объеме программы 2 класса;

правильно произносить труднопроизносимые термины в объеме программы 2 класса;

самостоятельно проводить звуковой и слоговой анализ слов различной структуры в соответствии с опорой на предложенный алгоритм;

самостоятельно давать краткую характеристику изученных звуков.

Метапредметные

Регулятивные

Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.

Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности с использованием алгоритмов самоконтроля и специальных символов, по вопросам учителя.

Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),

Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).

Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

Познавательные

Знать о значении правильного произношения;

Осознавать и осознанно наблюдать некоторые взаимосвязи артикуляции и произношения звуков;

Использовать отдельные знаково-символические средства для планирования выполнения задания;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации.

коммуникативные

Знать правила поведения в школе, общественных местах, на улице, дома;

Знать и уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником;

Уметь использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником;

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

6.Содержание программы коррекционного курса.

Формирование навыков произношения звуков и развитие слухового восприятия.

Закрепление правильного, четкого произношения: гласных звуков; мягких согласных звуков в словах, предложениях и тексте различной сложности. Дифференциация твердых и мягких звуков. Дифференциация и закрепление правильного произношения звонких-глухих согласных звуков.

Автоматизация и дифференциация звуков позднего онтогенеза в составе сложных по звукослоговому составу слов, предложений.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов различной звуко-слоговой структуры.  Усвоение терминов «звук», «слово», «гласный  звук», «ударный звук», «согласный звук», «мягкий звук», «твердый звук», «звонкий  звук», «глухой звук», «слог». Усвоение слогообразующей роли гласных.

Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков и слов с соблюдением ритма и интонационной окраски.

Работа над плавностью и темпом речи на материале небольших рассказов и стихотворений; Рассказывание по вопросам, картинкам, составление рассказов. Произношение и заучивание наизусть диалогов, заучивание наизусть стихотворений и т. п.

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова, в том числе выделение ударного слога на слух и в произношении, перенос ударения при образовании грамматических форм слова. Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале простых предложений, коротких рассказов. Развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза на усложненном материале.  

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающейся.

Тема

Основные виды деятельности обучающейся

1

Закрепление произношения гласных звуков.

Наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Оценивать результаты выполненного задания.

Определять позиционную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Правильно произносить гласные звуки.

Повторение  в  данной  последовательности  воспринятого  на  слух  слогового  ряда, состоящего из трех-четырех слогов.

Закрепление смыслоразличительной роли ударения на основе наблюдений.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др.

Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм характеристику звуков.

Построение, четкое и слитное произношение простых и распространенных предложений из трех-пятисложных слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Наблюдение за изменением ударения при образовании форм слова.

2-4

Закрепление произношения мягких согласных звуков: мь,пь,вь,кь,нь,фь,ть,хь,сь,бь,дь, зь,гь.

Дифференцировать гласные и согласные звуки

Отработка правильного или скомпенсированного произношения слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками в слогах со стечением согласных и без стечения, открытых и закрытых, слоговых последовательностей с различным порядком слогов и ударением.

Дифференциация произношения звуков, различающихся по месту образования.

Выделение и графическое обозначение ударного слога в трех-пятисложных словах.

Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой  сложности

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Распознавать знаково-символические обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков при необходимости и в процессе выполнения учебной задачи (обозначение жестом специфических особенностей артикуляции звука, использование символа для произносимого звука, условное графическое обозначение звука цветовым обозначением при звуковом анализе).

Различение на слух твердых-мягких согласных, выделение их в словах доступной сложности в устных и графических упражнениях.

Дифференциация и отработка произношения согласных звуков по способу образования.

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Отработка произношения звука Й после гласного и разделительного мягкого знака. Различение на слух и произнесение сочетаний типа тя-тья, ле-лье. Выделение в словах сочетаний со звуком Й.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Различать в слове и вне слова звонкие и глухие согласные звуки.

Определять и правильно произносить, дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Давать  характеристику  звукам    (гласные:  ударные/безударные;  согласные:

твердые/мягкие, звонкие/глухие, парные/непарные);

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Слитно и правильно  произносить  предложения из слов различной слоговой сложности, составлять предложения с включением слов со стечение 3-4 согласных звуков.

Закреплять правильное произношение слов с оппозиционными звуками на материале небольших рассказов и стихотворений.

Систематическое заучивание труднопроизносимых терминов, связанных с изучением других предметных курсов.

Дифференциация употребления интонационных конструкций в предложениях, различающихся по цели высказывания. Закрепление умения использовать смысловое ударение в предложении и тексте.

5-10

Дифференциация твердых и мягких звуков: м-мь,п-пь, в-вь, к-кь, н-нь, ф-фь, т-ть, х-хь, с-сь, б-бь, д-дь, з-зь, г-гь, л-ль, р-рь.

11

Обобщение и систематизация знаний по разделу

12

Й в начале слова, после гласного и мягкого знака

13-20

Дифференциация звонких-глухих согласных звуков: в-ф, б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш

21

Обобщение и систематизация знаний по разделу

22-24

Звук и буква Ш. Звук и буква Ж.

25

Звук и буква Щ

26

Звук и буква Ц

27

Звук и буква Ч

28

Дифференциация звуков ш-ж-с-з

29

Дифференциация звуков щ-ч-ть

30

Дифференциация звуков ц-щ-ч

31

Дифференциация звуков щ-ч-сь-с-ц

32

Дифференциация звуков р-рь-л-ль

33

Повторение изученных звуков

34

Четкость-плавность, выразительность речи (резерв)

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

8.1. Дидактическое и методическое обеспечение.

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков[Текст] : учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с.

  1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. Чиркина Г.В., Алтухова Т.А, Вятлева Ю.Е. и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс, 1-4 классы. – С.: Просвещение,  2013. – 256 с.
  3. Основы теории и практики Логопедии /Под ред. проф. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1969.

8.2.Информационно-коммуникативные средства.

- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.

- Интерактивные речевые игры. Издательство «Учитель».

- Индивидуальные зеркала, средства гигиены.

8.3. Материально-технические средства:

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя).
  • интерактивная доска,
  •   аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Двигательное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.

Рабочая программа  по  коррекционному курсу  "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие познавательных способностей» 1 «Г» дополнительный класс

Рабочая программа  и КТП по коррекционному курсу  «Развитие познавательных способностей»  1 «Г» дополнительный класс (ЗПР)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу ЛФК (лечебная физическая культура) для 1-4 классов

Рабочая программа по ЛФК для 1-4 классов составлена на основе АООП ГОБОУ "ЦАО" и программы «Лечебная физкультура» Креминская М.М. (сборник программ по физической культуре для обр...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Произношение» (ТНР) 3 класс

Дети с общим недоразвитием речи, имеющие нормальный физический слух и потенциальное интеллектуальное развитие, в целом соответствующее возрастному нормативному развитию. Нарушения речи проявляются в с...