Речевой праздник "Широкая Масленица"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Ондар Анай-Хаак Сорук- ооловна

Речевой праздник "Широкая Масленица" был проведён для 2-ого, 3-его и 4-ого коррекционных классов совместно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_maslenitsa-1.docx599.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №9

РЕЧЕВОЙ ПРАЗДНИК

«Масленица»

F:\Рисунки к масленице\Блин_масленица.jpg

Для логопедических групп 1-ых классов

общеобразовательных школ

  Подготовил: Ондар А-Х.С., учитель-логопед МБОУ гимназии №9 г. Кызыла

Кызыл

2016 год

Аннотация

   Речевой праздник  «Масленица» планируется проводить объединенных группах 1-ых классов (2-3 группы) на этапе автоматизации  звуков.  Речевой материал: стихи, скороговорки, песни отрабатываются заранее, с привлечением родителей.  Готовятся костюмы, традиционные национальные блюда. Обязательны шумовые музыкальные инструменты-  ложки, дудки, бубны, трещотки.

Игры, конкурсы, веселые задания, а также  речевой материал праздника направлен не только на коррекцию звукопроизношения, но и на качественное усвоение русского языка, на повышение речевой компетенции, на речевую мотивацию.

Планируемые результаты

Формирование УУД

Предметные УУД:

-  автоматизируют произношение ряда звуков;

- активно развивают мелкую моторику, ритм, темп, голосовое дыхание.

Коммуникативные УУД:

- овладевают навыком публичного выступления

- приобщаются к богатейшей русской культуре.  

Личностные УУД:

- осуществляют самореализацию в классном коллективе;

- овладевают технологией имитационного моделирования (играют роль).

Цели: 

Коррекционно-развивающие:

Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, чувства ритма, темпа. Автоматизация звуков (р), (л), (с), (ш).

Метапредметные:

Развитие внимания, памяти, воображения, закрепление пространственно-временных представлений.

Воспитательные:

 Формирование навыков публичного выступления. Преодоление комплексов, стеснительности  через самореализацию в классном коллективе.

Развитие интереса к русским традициям и обычаям.

Задачи:   Развить речевые навыки, коррекция звукопроизношения.

Формировать   навыки культуры выступления, преодолеть чувство стеснения.

Развить память, внимание, мышление.

Способствовать «успешности»  учащихся через самореализацию в классном коллективе.

Оборудование: Костюмы для персонажей (Масленица, ярмарочные купцы).

Для конкурсов: ножницы,  цветной картон, нитки, иголки, пуговицы, клубки, веревка для узелков, куклы для заплетания  косичек, призы-монетки на каждый конкурс.

Для ярмарки: Корзины с ягодой, с пирогами, с орешками, с грибами, с рыбой, с косметикой. Блюда русской национальной кухни.

Музыка: Песня «Блины», «Ой, полным-полна ...», «Ехал на  ярмарку ухарь-купец», «Русский чай».  Ложки, дудки, бубны, трещотки.

F:\Рисунки к масленице\06 Kozhin Semen,Maslenica_Provody_ Rossija 17 vek Kolekcija fonda Kul'turnoe dostojanie_ Sankt-Peterburg.jpg

Масленица. Проводы. С.Л. Кожин, Россия, 17 век

Масленица

Ход праздника

Входят ведущие в русских народных костюмах (логопеды).

          Логопед: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.

Логопед:           Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним, Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Логопед: Пришла ли пора передать власть от зимы весне-красне? Она уже не горами. Поможем же весне, поможем солнцу в срок прийти на землю. А поможет нам зиму проводить да весну встретить Масленица.

Ученик 1. Душа ль ты наша, Масленица,

Приезжай к нам в гости

На широкий двор.

На горках покататься,

В блинах поваляться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться.

Раздается крик петуха. Входит Масленица.

Масленица. Здравствуйте, люди добрые! Соскучились по мне?

Логопед: Здравствуй, дорогая Масленица! С тобой всегда рады мы повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ль ты к нам пришла?

Логопед: Всего на семь дней. Мой первый день – встреча, а седьмой – проводы.

Ученик 2.  Наша Масленица дорогая

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали – на семь недель,

Оказалось – на семь дней!

А с чем пришла ты, Масленица?

Масленица. Встречают меня испокон веков сытостью и довольством. Чем богаче Масленица – тем богаче год будет.

Ученик 3. А мы встречаем тебя песней про блины. Да и какая же это Масленица без блинов?

Исполняется песня «Блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев.

Ой, блины, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Припев.

На поднос блины кладет

И сама к столу несет.

Припев.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины уже готовы.

Припев.

Масленица: Самая веселая ярмарка бывала в старину на  Масленицу.  Вы, ребята, тоже можете попасть на ярмарку, если  выполните мои задания-конкурсы. Согласны?

Логопед:   Начинаем конкурсную программу.

Первый конкурс - «Ловкие руки». Кто быстрее нарисует и вырежет весенний цветочек?

Проводится конкурс. Подводится итог. Приз от Масленицы-монетки.

Логопед:  

Второй конкурс называется «Ниточка-иголочка».

Отгадайте загадку:

                   Железная рыбка ныряет

                   А хвост на волне оставляет.

                         ( Иголка и нитка)

Проводится конкурс, кто быстрее пришьет пуговицу .Подводится итог. Приз от Масленицы-монетки.

Логопед:

Третий конкурс – «Волшебный клубочек».

Надо перемотать клубочек. На конце ниточки найдете загадку, которую надо отгадать.

Проводится конкурс. Подводится итог. Приз от Масленицы-монетки.

Логопед:

Четвертый конкурс – «Узелок на память».

Нужно завязать на веревке десять узлов. Кто быстрее?

Проводится конкурс. Подводится итог. Приз  от Масленицы-монетки.

Логопед:

Пятый конкурс - «Парикмахер». Кто быстрее и красивее заплетет косичку кукле?

( Отдельно соревнуются мальчики и девочки)

           Проводится конкурс. Подводится итог. Приз от Масленицы – монетки.

           Логопед:

Шестой конкурс – «Кто кого перепоет?»  Предлагается одновременно петь две разные песни. Кто кого?

           Проводится конкурс. Подводится итог. Приз от Масленицы-монетки.

            Логопед:

Наш последний конкурс - «Конкурс скороговорок».  Предлагается прочитать четко и быстро заранее выученные пословицы.  Кто знает больше пословиц?

             Проводится конкурс. Подводится итог. Приз от Масленицы-монетки.

Масленица:  Вы, ребята, молодцы! Выполнили все мои задания, участвовали в конкурсах, от души повеселились. Приглашаю всех на ярмарку! У вас есть монетки, которые вы  заработали на конкурсах, можете их потратить. Широкая Масленица идет!

Логопед:              К нам сюда скорее просим.

Подходи, честной народ!

Кошелечки доставайте,

Всех нас ярмарка зовет!

Под музыку «Ой, полным полна…» выходят ребята-коробейники.

Ученик 1. Мы ребята удалые!

Мы ребята озорные!

Всех на ярмарку зовем,

Мы товары продаем!

Ученик 2.            Давай – покупай!

Давай – забирай!

Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

Ученик 3.  Гости. Не зевайте,

Кто что хочет – выбирайте!

Все товары хороши!

Что угодно для души!

Ученик 4.           Тары-бары-растабары!

Расторгуем все товары.

Ярмарка открывается,

Торговля начинается!

Ученик 5. Клюква, клюква,

Ягода крупная,

Из города Можаю,

Продаю урожай!

Ученик 6.                     Кому пирожки?

Горячие пирожки!

С пылу, с жару –

Гривенник за пару!

Ученик 7.  Вот орешки!

Вкусные орешки,

Хорошие, на меду,

Давай в шапку накладу!

Ученик 8.                    Вот грибы, вот грибы,

Белые – сушеные,

Рыжики – соленые!

У нас в Рязани

Грибы с глазами!

Их едят,

А они в рот глядят.

Ученик 9.  Вот сани – самокаты,

Разукрашены богато!

Разукрашены,

Раззолочены,

Да мехами-соболями

Оторочены!

Ученик 10.                  Давай-давай

Рыбку любую выбирай!

Кто успел – первый сорт поддел.

Сам ловил,

Сам солил,

Сам продавать возил!

Ученик 11. Есть ниточки,

 Есть катушечки.

 Выбирай, покупай,

 Девка-душечка!

 Иголки не ломки,

 Нитки, тесемки.

 Румяна, помада!

 Кому чего надо?

Ученик 12.                   Подходите, приценяйтесь,

Покупайте, не стесняйтесь!

Деревянные ложки,

Звонкие, как гармошки.

Хочешь –

Суп ешь хлебный,

Хочешь –

Вальс играй медленный.

Ребята выходят и «покупают» ягоды, грибы, орешки..

Коробейники уходят. Ложкари исполняют мелодию «Светит месяц».

 Выходит Масленица.

Масленица.                     Я гуляла с вами,

    Пела и плясала,

    Да больно я устала.

    Пора прощаться настала.

Логопед:        Вот и солнце закатилось,

                        Торжество наше закрылось,

     Приходите в гости к нам,

     Рады мы всегда гостям!

     За столы всех приглашаем,

     Русским чаем угощаем!

Приглашаются все за стол к самовару.

Исполняется песня «Русский чай».

А я чаю накачаю,

Сладкий сахар наколю.

Приходите, заходите,

Я вас чаем угощу.

Припев.

Ой, чай, самовар

Золотого цвету.

За присест 12 чашек –

Усталости нету.F:\Рисунки к масленице\Блины.jpg

Всем полезно, скажем прямо,

Молочко и маслице,

Чай со сливками покрепче –

Будет и здоровьице.

Припев.

Если холодно – согреет,

Жарко – жажду утолит.

Заболеешь, иль устанешь,

Крепкий чай надо попить.

Припев.

Ой, чай, чай, чай.

Русский чай.

Использованная литература:

1) Некрылова А.Ф.  «Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища». Москва.1988 год.

2) Черный Г.П. «Педагогическая технология массового праздника». Москва, 1990 год.

3) Рождественская В.И. «Игры и упражнения для развития речи»

Москва. Просвещение, 1978 год

4) Майданик Н.П. «А может быть это?...»  Сибирское университетское издательство, г. Новосибирск.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Речевая конференция (проект) в 4 классе на тему "МАСЛЕНИЦА"

Данный материал используется сурдопедагогами для контроля формирования произношения и развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, обучающихся в специальных (коррекционных) школах...

Конспект занятия по речевой практике "Веселая Масленица!"

Конспект внеклассного занятия для обучающихся 1-х классов, приуроченное ко дню празднования Масленицы, 2019, в рамках проведения предметной недели начальных классов в КОУ "Сургутская школа с проф...

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....

Масленица! Масленица! Широкая Масленица!

Перефразируя знаменитую гоголевскую цитату, спросим: какой же русский не любит Широкой Масленицы? Наступления этого старинного народного праздника с нетерпением ждут взрослые и дети: он самый веселый ...