Нарушение письма. Нарушение чтения. (Таблицы).
консультация по логопедии

Дмитренко Ольга Александровна

Классификация нарушений. Проявления. Направления, задачи и методы коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narushenie_pisma_i_chteniya_tablitsy.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение письма

Классификация нарушений

Проявления

Направления, задачи и методы коррекции

1. Затруднения в слуховом анализе фонематического состава слова

Неразличение оппозиционных фонем

Б и П, Д и Т, С и З,

С и Ц,  Р и Л

и др.

1. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти.

2. Обработка слухового анализа слова с привлечением сохранных функций кинестетического, тактильного и зрительного анализаторов: учить чёткому слуховому восприятию и осознанию каждого отдельного звука, умению выделять его из целого слова, т.е. фонематический слух замещается заново выработанным сознательным анализом звукового анализа слова.

2. Затруднения в кинестетическом (сенсомоторном) анализе слова.

Неразличение звуков, близких по артикуляции: нёбно-язычные

Д, Т, Н, Л и губные М, Б.

1. Развитие общей и мелкой моторики, мимических мышц лица.

2. Осознание соответствующих артикуляций:

- восстановление устной речи с привлечением сохранных функций слухового и зрительного анализаторов, дефектный кинестетический анализ звука нужно подключить к работе сразу;

- восстановление письма с использованием проговаривания, опорой на значение слова и его графический образ.

Т.е. кинестетический анализ слова в значительной степени заменяется акустическим и зрительным и опорой на семантический компонент слова.

3. Нарушение пространственной ориентации.

"Зеркальное письмо"

1. Развитие восприятия пространственных отношений.

2. Развитие общей моторики.

3. Восстановление обобщённого и константного образа буквы, используя сохранные кинестетические ощущения и зрительное восприятие, моторный образ буквы.

4. Нарушение кинетической стороны письма.

Нарушение последовательности написания букв (перестановка и пропуск букв) нарушение плавности написания (написание букв по отдельности, по отдельным штрихам).

1. Развитие общей и мелкой моторики.

2. Развитие восприятия пространственных отношений.

3. Восстановление прочной последовательности букв в слове и плавности переключения от одного элемента буквы к другому:

- обучение анализу структуры слова с точки зрения последовательности звуков.

- обучение осознанию смыслового значения порядка звуков в слове.

- удержание этой последовательности.

Нарушение чтения

Классификация нарушений

Проявления

Направления, задачи и методы коррекции

1. Дефекты оптического восприятия буквенных знаков - оптическая дислексия.

Трудности узнавания букв, путают буквы.

1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

2. Восстановление обобщённого дифференцированного восприятия букв:

- восстановление восприятия букв, узнавание и называние отдельной буквы.

- чтение слов, затем слогов, выделенных из них.

2. Дефекты акустического восприятия звуков

"Угадывающее чтение"

1. Развитие слухового восприятия и слухоречевой памяти.

2. Преодолевание "угадывающего чтения" путём перевода его на осознанный аналитико-синтетический процесс

- восстановление значения буквы, её прочтения с помощью методов, использующих зрительно-кинестетический анализ звука.

3. Патология динамики речевого процесса

Грубые персеверации, дефекты переключения с одного элемента на другой: "угадывающее чтение"

1. Развитие общей и мелкой моторики, мимических мышц лица.

2. Перевод чтения на осознанный уровень

- слитное чтение замещается побуквенным чтением

- затем осуществляется послоговое чтение.

4. Нарушение чтения как деятельности.

Затруднения в организации, программировании, регулировании и контроле процесса чтения.

1. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.

2. Организация поведения в процессе чтения, т.е. создание мотивов деятельности, организация ориентировки, обеспечение стратегии чтения и контроля:

- обучение чтению отдельных, не связанных по смыслу предложений;

- чтение коротких текстов, состоящих из 2-3 смысловых кусков;

- чтение с использованием метода "озвученного чтения"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения у детей.

Материал можно использовать на информационных стендах для родителей...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.          В настоящее время является общепризнанным, что между недо...

Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.

В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению нарушений письма и чтения у учащихся 1 классов «Шаги к успеху»

Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста, способствующая  успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализ...

« Дифференциация звуков Б – П ». Конспект занятия с группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения.

Занятие является заключительным по теме: "Дифференциация звуков Б-П" (2 класс)....

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...