рекомендации логопеда по работе с детьми, имеющими ТМНР
материал по логопедии (1 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

данные рекомендации предназначены дл учителей и воспитателей, работающими с детьми ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 5 класса Чернышенко Александра

Октябрь – ноябрь

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Один-много»

Цель: образование существительных множественного числа И. п.

Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном, например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.

Усложнение: используются словосочетания- прилагательное+существительное, например: красивый цветок-красивые цветы, яркая бабочка-яркие бабочки, сочное яблоко-сочные яблоки и т. д.

«Один-много»

Цель: образование существительных множественного числа Р. п.

Ход игры: педагог бросает мяч ребёнку и говорит: «У меня один мяч», ребёнок отвечает: «А у меня много мячей»; «У меня одно яблоко» -«А у меня много яблок» и т. д.

«Назови ласково»

Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Ход игры (игру можно проводить с мячом) :

Кукла-куколка

Лиса-лисичка

Петух-петушок и т. д.

«Скажи наоборот»

Цель: учить детей образовывать слова-антонимы

Ход игры:

Большой-маленький

Толстый-тонкий (худой)

Кислый-сладкий

Высокий-низкий

Тепло-холодно

Весело-грустно

Пришёл-ушёл

Прилетел-улетел

Сел-встал и т. д.

«Посчитай»

Цель: согласование существительных и числительных

Ход игры: педагог выставляет на доску цифры 1, 2, 5 и называет ребёнку слово, ребёнок считает, например: одна машина, две машины, пять машин; один слон, два слона, пять слонов и т. д.

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 5 класса Чернышенко Александра

Декабрь – январь

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Что таким бывает? »

Цель: подбор предметов к его признаку

Ход игры: педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким? ». Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д. ». «Кто бывает пушистым? » - «Кошка, заяц, лиса и т. д. »

«Назови одним словом»

Цель: развитие словесно-логического мышления

Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.

Усложнение: педагог называет обобщающее слово, а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван… » и т. д.

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 5 класса Чернышенко Александра

Февраль – март

«Размытое письмо»

Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.

Ход игры: Медвежонок получил письмо от брата. Но дождём размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать письмо. Вот это письмо: «Здравствуй, Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался так далеко, что … я долго блуждал по лесу и … Выйдя на поляну, я попал … Я попал в яму, потому что … Там было так глубоко, что… Пришли охотники и … Теперь я живу в… У нас есть площадка для … На площадке для молодняка есть много … Мы играем с … За ними ухаживают… Они нас любят, потому что… Скоро к нам приедет дрессировщик из… Надеюсь попасть в … Как здорово уметь… Жди следующего письма из … До свидания. Топтыгин».

Читая письмо, взрослый интонацией побуждает ребенка дополнять предложения.

 «Напишем кукле письмо»

Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.

Для игры надо заготовить длинные полоски, обозначающие предложения, и короткие полоски для выкладывания слов. Ведущий произносит предложение, ребенок выкладывает длинную полоску – «пишет кукле письмо». Второй раз слушает это же предложение и подкладывают под длинной полоской столько коротких полосок, сколько слов в предложении. Затем так же анализируется второе и третье предложения.

 «Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

 «Мой, моя, моё, мои»

Цель: закрепить согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход игры. Взрослый просит назвать предметы, про которые можно сказать: «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т. д.). «Это моя» (моя кукла, моя груша, моя сумка, моя машинка и т. д.). «Это мое» (мое платье, мое дерево, мое пальто, мое кашне и т. д.).

«Правильно или нет?»

Цель: учить находить грамматические ошибки.

Ход игры: «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

1. Мама ставит вазу с цветами в стол.

2. Когда хотят что-то купить теряют деньги.

3. Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

4. В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные? – воспитатель дополнительно спрашивает у детей.

« Где прячется Маша? » (по сказке: «Маша и медведь»).

Цель: развивать правильное употребление  (понимание ) простых предлогов, активизировать словарь по теме: мебель.

Ход игры: Маша прячется от медведя, назовите, где (под столом, в шкафу, под  стулом, на печке, под кроватью).

 «Всё наоборот»(по сказке «Баба Яга»)

Цель: образование антонимов.  

Ход игры: ( (У дочки была добрая матушка, а мачеха  - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.).

 «Придумай умные вопросы»

Цель: закреплять умение задавать вопросы, используя в речи слово «почему».

Ход игры:К нам в гости пришел Знайка. Он очень любит отвечать на вопрос «почему?». Давайте придумаем ему трудные вопросы о предметах, которые лежат на столе (мяч, спички, часы, ключ, карандаш, резинка, нитки). Например: «Почему остановились часы?» (Часы остановились, потому что их забыли завести или потому что они сломались.)


Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 5 класса Чернышенко Александра

Апрель - май

«Почемучкины вопросы»

Цель: закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры: предлагается ответить на вопросы:

Почему птицы улетают на юг? Почему медведь зимой спит?

Почему дома нельзя играть с мячом? Почему ночью темно?

Почему наступает зима? Почему заяц зимой белый?

Почему из трубы идет дым? Почему в доме делают окна?

Почему летом жарко? Почему зимой нельзя купаться в реке?

Почему листья на деревьях Почему девочка гуляет под зонтом?

появляются весной?


«Незнайка пришел в магазин»

Цель: закрепить умение согласовывать прилагательное и существительное, развитие диалогической речи.

Ход игры:

Незнайка: Я забыл, как называется то, что я хотел купить.

Продавец: Ты хотел купить овощ или фрукт?

Незнайка: Я хотел купить фрукт.

Продавец: Какой он по цвету? Незнайка: Он желтый. Продавец: А какой он по форме?

Незнайка: Этот фрукт овальный.

Продавец: А какой он по вкусу?

Незнайка: Этот фрукт кислый.

Продавец: Наверное, ты хотел купить лимон.

Незнайка: Правильно, я хотел купить лимон. Это фрукт, он желтый, овальный и кислый.


«Веселая полянка»

Цель: активизировать словарь по лексической теме «Насекомые», закреплять навыки употребления в речи предлогов.

Ход игры: посмотри внимательно на полянку и составьте предложение с предлогом. Логопед манипулирует насекомыми (которые прикреплены липучкой), тем самым моделирует различные ситуации: бабочка села на колокольчик, божья коровка заползла в цветок и т.д.

 «Чьи хвосты?»

Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: учитель рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

Теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий.

Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный.

Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий.

Хвост барана — бараний. Хвост овцы - овечий.

«Одень сказочного героя?»

Цель игры: закреплять формы винительного падежа.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)

 «Весёлый счёт »

Цель: закреплять формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа.

Ход игры: раздаются карточки лото с изображением двух и пяти предметов. Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Взрослый называет предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и определяют количество, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

 «Перевертыши»

 Цель: закреплять умение дифференцировать предлоги, обозначающие направление движения: в — из, на — с, к — от.

Ход игры:

Учитель называет предложение и предлагает ребенку сказать наоборот.

Мальчик положил мяч в ящик. ...

Девочка налила воду в графин. ...

Мама положила яблоки на стол. ...

Брат поставил лампу на тумбочку. ...

Машина подъехала к дому. ...

Дедушка подошел к забору. ...

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 6 класса Чайковского Александра

Февраль - март

Развитие лексико – грамматического строя речи

Игра «Добавь словечко»

Ребенок добавляет одно общее слово к двум словам:

- дерево, цветок – что делают? (растут);

- сидит, стоит - кто? (человек, собака, кошка);

- мяч, яблоко – какие? (круглые);

  Игра «Назови действие»

Ребенок  отвечает на вопрос: что делает …? (Например: змея ползает, заяц прыгает, самолёт летит и т.д.).

Игра «Закончи предложение»

Ребенок подбирает слова антонимы (Например: слон большой, а комар…, чай горячий, а мороженое …, камень тяжёлый, а пёрышко …).

 Игра «Размытое письмо»

Ребенку предлагается вернуть предложению первоначальный вид, для этого необходимо расставить слова в нужном порядке. Нельзя использовать дополнительные слова и нельзя вставлять «лишние» слова. (Например: Мальчик, на, играть, скрипка и т.д.).

Игра «Исправь ошибку»

Ребенку проговаривается предложение, он пытается исправить ошибку. (Например: Мама Севе купила несколько пар носок. К праздничному столу купили пять кило банан. И т.д.)

Игра «Кто внимательный?»

Перед ребенкомпредметная картинка. Взрослый показывает цифру, а он должны назвать такое же количество предметов. (Например: взрослый показывает цифру «5», а на картинке изображена ручка. Ребёнок проговаривает фразу: пять ручек. И т.д.)

Игра «Один - много»

Ребенок называет предмет во множественном числе. (Например: огурец- огурцы, помидор – помидоры, щенок – щенки и т.д.).

Игра «Хвастунишка»

Перед ребенком лежат предметные картинки по темам. Он называет предметы начиная с фразы: «У меня много ….. (например: утюгов, помидоров и т.д.).

Игра «Будь внимателен»

Ребенку проговаривается инструкция:

- Посади куклу на полку.

Вопрос взрослого:  «Что ты сделал?»

Ответ ребенка: «Я посадил куклу на полку» и т.д.

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 6 класса Чайковского Александра

Апрель - май

Игры на развитие грамматического строя речи

1.Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

2.Подбери как можно больше определений к каждому предмету.

Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

3.Проведите игру с мячом «Один-много».

Яблоко – яблоки

Груша – груши

Слива – сливы

Персик, банан, ананас

Затем проведите игру «Много-один».

Апельсины – апельсин

Абрикосы – абрикос

Помидоры – помидор

Огурец, мандарин,  лимон

4.Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).

В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

5.Подобрать по несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца.

Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

6.Проведите игру «Большой-маленький».

Шапка – шапочка Кофта - ...

Юбка Костюм Брюки Чулки Туфли Платье Пальто Носки

7.Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

8.Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

9. «Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.

Например:

Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

10.Дай полные ответы на вопросы.

Чем дворник подметает улицу?

Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы?

Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю?

Чем маляр красит стены?

Чем столяр строгает доски?

11.Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

12.Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий

 Рекомендации учителя – логопеда

для ученицы 7 класса Селиховой Юлии

Февраль - март

Игры для развития речи

  1. Дид. игра «Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Ход: взрослый показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а ребенок распознает, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

2. Дид. игра «Часы»

Цель: Развивать речевое внимание ребенка.

Ход: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »! .Давайте заведем большие часы (ребенок повторяет соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

3. Дид. игра «Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Учитель говорит ребенку, что он будет медвежонком, а медвежонок очень любит мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – ребенок высовывает язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитирует, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирает его. (обязательный показ всех действий.) Игра повторяется 3-4 раза.

Потом взрослей говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

4. Дид. игра «Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

5. Дид. игра «Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Учитель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и ребенок говорит за своих животных.

6. Дид. игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание

Ход: (Учитель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? Щенок лает тихо (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Учитель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко?  Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

7. Дид. игра «Кто как кричит?»

Цель: Развивать речевое внимание

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (ребенок повторяет звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (ребенок повторяет звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (ребенок вместе с учителем повторяет звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (ребенок тихо произносит). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Рекомендации учителя – логопеда

для ученицы 7 класса Селиховой Юлии

Апрель – май

Игры для развития речи

Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. — Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А.

Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой». Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков. — Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А.

Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, пели тут и пели там. Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход игры: пропевание заданного звука по демонстрации. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка». Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку. Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова — начало следующего. Например: весна – автобус – слон – нос — сова…

Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови, и мяч бросай, сколько звуков – называй». Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Ход игры. Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Игра «Загадки звуков». Цель: развитие слухового внимания, умения дифференцировать неречевые звуки. Правила: нажав на центральную кнопку, можно услышать звук одного из четырех нарисованных предметов. За правильно угаданный звук полагаются вишенки.

Игра «Бедный дракончик». Цель: развитие фонематического слуха, соотнесение звука и буквы. Правила: дракончик должен разложить звуки по сундучкам, на которых написаны соответствующие буквы. Услышав звук, ребенок щелкает на облачко, «хватает» звук и переносит в сундук.

Игра «Игрозвуки». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав персонаж и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.

Игра «Пожжужим!». Цель: развитие слухового внимания, вызвать у ребенка подражание услышанному звуку. Правила: послушав, какой звук издает персонаж или предмет, повторить его максимально точно.

Игра «Домашние животные». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав животное и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.

Игра «Дикие животные». Цель: развитие слухового внимания, научиться слушать звуки и точно их повторять. Правила: игра для неговорящих детей, у которых в речи звукоподражание. Выбрав животное и послушав, как он произносит звуки, надо повторить за ним эти простые звуковые сочетания.

Игра «Кто сказал МУ». Цель: развитие слухового внимания, научиться угадывать звуки животных. Правила: послушав звук угадать животное, которое его издает.

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 9 класса Захарова Александра

2 полугодие 2017 – 2018 уч .год

Развитие связной речи

1. Сравнение двух сходных сюжетных картинок, на одной из которых отсутствует ряд предметов. Этот вид работы способствует привлечению внимания к содержанию картинки, выделению, т. е. элементов изображенной ситуации, ее анализу, т. е. развитию аналитико-синтетической деятельности, в частности формированию способности сравнивать.

2.Работа с сюжетной и предметными картинками. Рекомендуются следующие задания:

а) подобрать к сюжетной картинке соответствующие предметные изображения;

б) найти лишние предметные картинки, которые не соответствуют данной сюжетной картинке;

в) на основе анализа сюжетной картинки определить, изображения каких предметов отсутствуют в серии предметных картинок;

г) к каждому фрагменту сюжетной картинки подобрать соответствующую пару из предметных картинок (мальчик - сачок, дедушка - лопата, девочка - кукла и т.д.), опираясь на которые в дальнейшем, дети придумывают предложения.

3. Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:

а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;

б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;

в) определить место “выпавшей” картинки среди других;

г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;

д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;

е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа педагогом

ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;

з) «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии “На снежной горке” и три картинки серии “Верный друг”). Дается задание распределить картинка по двум смысловым группам.

Коррекционная работа по каждому виду заданий проводится как на невербальном уровне, так и с использованием речи, т.е. на вербальном уровне.

4. Работа с текстом. В процессе работы над текстом одновременно осуществляется развитие умений, как смыслового программирования, так и языкового оформления текста. Используются следующие задания:

а) сравнить текст и совокупность изолированных предложений;

б) сравнить два текста: правильный и искаженный, правильный и с пропущенными смысловыми звеньями. Дети определяют в первом случае, что неправильно в тексте, во втором случае — что пропущено;

в) добавить одно—два предложения к незаконченному тексту (по серии сюжетных картинок);

г) вставить пропущенные предложения в текст (с использованием сюжетных картинок);

д) придумать небольшой рассказ с опорой на предметные картинки, слова (например: дети, лес; цветы, земляника, грибы; ель, белка);

е) работа с деформированным текстом.

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 8 класса Новрузова Виктора

Апрель - май

Упражнения для практического овладения грамматическими категориями имени прилагательного, причастий, наречий 
1. Образование имен прилагательных. Измените словосочетания по образцу: 
Разговор по телефону — телефонный разговор. 
Плата за квартиру — ... и т д. 
 2. Назовите черты характера героев сказок: 
Буратино (какой?) — 
доктор Айболит (какой?) — 
лиса (какая?) — 
Бармалей (какой?) — ... и т д. 
З. Образуйте от слов-предметов слова-признаки («что?» — «какой?»): 
ХОЛОД-ХОЛОДНЫИ ЗНОИ - 
ГРИВ— ... ЛЕТО— 
ЛЕС-... ДОМ-... 
МОРЕ-... ЖАРА-... 
4. Измените слова по образцу: 
Из дерева сделаны: стол, стул, доска, рама, копье. Стол — деревянный; стул — ... и т.д. 
Из стекла сделаны: стакан, окно, ваза. 
Из железа сделаны: гвоздь, лопата, копье. 
5. Определите предмет по цвету: 
грач (какой?) ..., голубь (какой?) 
воробей (какой?) ..., ворона (какая?) 
б. Определите предмет по цвету (по картинкам>: 
василек (какой?) ... пальто (какое?) 
лилия (какая?) .... шарф (какой?) 
роза (какая?) ... платье (какое?) 
одуванчик (какой?) ... кофта (какая?) 
7. Определите предмет по величине: 
корабль ..., речка ..., страна ..., море 
Слова для справок: мелкая, огромная, глубокое, громадный. 
8. Определите предмет по форме: 
стол...,вишня...,огурец... ит.д. 
9. Определите предмет по вкусу: 
редька (какая?) ..., морковь ..., лимон ,.., соль ..., сахар 
10. Определите предмет по цвету, вкусу, форме: 
лук (какой?) ..., вишня (какая?) ..., яблоко (какое?) 
II. Определите предмет по материалу, из которого он сделан: 
ножницы (какие?) .. шерстяные 
варежки .. стальные сапоги ... стеклянные 
трубы ... железные 
столы ... кожаные 
стаканы ,.. деревянные 
12. Сравните предметы. Охарактеризуйте их фразой с союзом 
А: 
по вкусу: лимон и мед; 
по высоте: дерево и куст; 
по глубине; пруд и море. 
13. Измените слова по образцу: 
металл— посуда (какая?): металлическая посуда; коллектив — работа (какая?): 
класс—доска (какая?): .4 
шоссе — дорога 
пассажир — вагон 
ванна — комната 
золото — кольцо 
14. Подберите нужное слово. Загадайте про товарища: 
нос (какой?) 
...; волосы (какие?) ...; глаза, 
руки 
...; лицо ...; улыбка ... и т.д. 
15. Расскажите, какие звери в баснях, сказках: 
медведь (какой?) 
...; лиса ...; щука ...; заяц 
волк 
...; осел ...; обезьяна 
16. Измените слова по образцу (падежная форма); сок березы — березовый сок; 
ветка ивы — ; нора крота 

полено осины — ; берег моря — 
лист клена — ; сон днем — 
тропа зверя 
— 
17. Измените слова по образцу (предложно-падежная форма): 
костюм для спорта 
— спортивный костюм; 
шкаф для белья 
— ; полотенце для кухни — 
шкаф для книг — сервиз для обеда — чашка для чая — 
18. Составьте словосочетания: 
зелен(ый) смородина; душист(ый) чай; 
зелен(ый) пояс; душист(ый) сено; 
зелен(ый) сукно; душист(ый) трава.

19. ((Кто больше?» подберите слова-признаки к предметам: 
повидло (какое?) 
...; кофе (какой?) ...; путь 
туфля 
...; фасоль (какая?) ... и тд. 
20. Измените слова по образцу:. 
сделан из камня — каменный; 
сделан из соломы — 
... сделан из железа— сделан из резины — .. сделан из стекла — сделан из бумаги — ...; сделан из кожи — ... и тд.

21. Подберите нужное слово из правого столбика: 
глубокая суп 
дубовый лужа 
большой волосы 
русые пруд 
гороховый стол 
22. Ответьте полным предложением на вопрос: 
Из чего сделан мяч? — Мяч сделан из резины. Он резиновый. 
Из чего сделана пирамидка? - 
Из чего сделано лото? -. 
Из чего сделан мишка? - 
Из чего сделана машина? 

23. Спишите пословицы, дописывая окончания: 
Умн... книга что тепл...  для всходов. 
добр... слава лежит, а худ... бежит. 
24. Опишите своего друга, а мы узнаем его: 
рост 
..., цвет волос ..., глаза ..., нос ..., характер 
25. Составьте загадки про предметы. Задумайте предмет и скажите, какой он. 
Например: он тонкий, длинный, лежит в пенале, им рисуют. 
26. Найдите слова-признаки. Объясните их значение: 
Кирпич — это слово тяжелое. 
Мяч — это слово веселое. 
Флаг — это слово красное. 
друг— это слово прекрасное.

28. Образование притяжательных прилагательных. Ответьте на вопросы: 
Чей хвост? Чья морда? Чей хвост длиннее? 
Чья лапа больше? Чье ухо лучше? 
29. Образование относительных прилагательных (по образцу): 
береза — (какой?) сок, (какой?) лес, (какая?) роща, (какое?) полено; 
орех— куст, ... скорлупа, ... ядро; 
гриб — ... соус, ... дождь, ... пора, ... рагу, ... пирог; огурец— .. крем, ... рассол, ... салат, ... маска; 
черешня — ... варенье, ... повидло, ... сироп; 
перец— ... пластырь, ... настойка; 
арбуз — ... корка, ... сок семена, ... варенье. 
30. Образование страдательных причастий в прошедшем времени. Измените слова по образцу: 
ранить—раненый солдат; 
услышать — раскрыть — обработать — 
вылечить — ; перевязать — 
Слова для справок: 
рана, разговор, поле, книга, больной. 
31. Образование действительных причастий настоящего времени. Измените слова по образцу: 
Щеглы, которые прилетают, — прилетающие щеглы. Птенцы, которые пищат, — 
Мальчик, который читает, — и т д. 
32. Образование сравнительной степени имен прилагательных. Сравните предметы. Например: 
Красивая ручка, а эта еще красивее. 
Чистая тарелка, а эта ит.д. 
33. Образование прилагательных от наречий и наречий от прилагательных: 
быстро — быстрый, горячий — горячо, 
чисто — чистый, глубокий — глубоко и тд. 
34. Образование прилагательных с ласкательным значением. Например: 
береза тонкая, а березка — ... (тоненькая). 

 35. Распространите предложения, добавляя к предметам определения: 
На скамейке сидел кот. На деревянной скамейке сидел пушистый кот. 
36. Измените прилагательное, согласуя его с существительным. Прочитайте предложение и запишите его, раскрывая скобки: 
(Высокий) сосны развесили свои (пушистый) лапы. 
37, Распространите предложение путем введения наречий (по картинкам, по демонстрации действий). Например: 
Лиса крадется (как?) ... (осторожно). 

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 8 класса Новрузова Виктора

Февраль - март

Упражнения для практического овладения грамматическими категориями глагола 
1. <Кто как голос подает?» 
Собака — ГАВКАЕТ. Корова — МЫЧИТ и т.д. 
2. К названиям предметов подберите из правого столбика названия действий: 
Плотник (что делает?) ... красит 
Маляр (что делает?) ... строгает 
Учитель (что делает?) ... учит 
3. Составьте предложения по образцу: 
Крик журавлей —журавли кричат. 
Стук дятлов — 
Писк мышат — 
Треск кузнечиков — 
4. Измените по образцу: 
Они кричат—я кричу. 
Они молчат— 
Они стучат— 
Надо чистить — я чищу. 
Надо искать — 
Надо точить — 
5. Измените слова по образцу: 
Я стучу, (стучал, буду стучать) 
ТЫ 
Он ОНА 
МЫ 
ВЫ 
ОНИ... 
6. Измените слова: 
СЕГОДНЯ ВЧЕРА ЗАВТРА 
Я рисую. Я рисовал. Я буду рисовать. 
Я пью. Я Я 
Я учу. Я... 
7. Выпишите из стихотворения слова, которые обозначают действия. 
Осторожно ветер 
Из калитки вышел, 
Постучала окошко, 
Пробежал по крыше; 
Поиграл немного 
Ветками черемух, 
Пожурил за что-то 
Воробьев знакомых. 
(М. Исаковский) 
8. По действиям узнайте, о ком идет речь: 
Ржет ... . Мычит ... . Лает ... и т д. 
Летает, жужжит, жалит. (Кто это?) ... и т д. 
9. Отгадайте загадку. Назовите слова, которые обозначают действия. 
10. Замените словосочетания одним словом, обозначающим действие: 
сделать подарок — подарить; одержать победу — 
быть гостем — ...; сделать запись — 
найти решение — 
...; покрыть краской — 
положить боль — 
...; оказать помощь — 
заниматься лепкой — ...; излучать свет 
испытывать жалость — 
11
Игра (<Кто больше?>) (на время). Образуйте слова (с помощью приставок и т.д.) 
ход, лет, держать и т.д.

12. Преобразование глаголов единственного числа настоящего времени во множественное. Измените слова по образцу: 
Аня поливает цветы. Таня поливает цветы. —Девочки поливают цветы. 
13. Преобразование глаголов множественного числа настоящего времени во множественное число прошедшего времени. Измените по образцу: 
Девочки поливают цветы. —Девочки поливали цветы. 
14. Преобразование глаголов в прошедшем времени. Изменит слово в скобках, чтобы действие произошло в прошлом: 
Папа (купить) хлеб. Мама (купить) молоко. Утро (быть> свежее. 
15. Вставьте пропущенные названия действий: 
Сережа долго ... задачу. Он ... ее только вечером. (Решал, решил). 
Мама ... квартиру два часа. Наконец она ... ее. (Убрала, убирала). 
16, Образуйте слова-действия: 
СМЕХ—Я (что делаю) смеюсь. 
УЛЫБКА — 
РАДОСТЬ - 
СОН— и т д. 

Рекомендации учителя – логопеда

для ученика 8 класса Новрузова Виктора

Апрель - май

 Упражнения для практического овладения навыком пользования предлогами 
Виды работ при изучении предлогов 
1. демонстрация действий логопедом. 
2. демонстрация действий с игрушками. 
З. демонстрация действий с детьми. 
4. Выполнение действий по указанию логопеда. 
5. Демонстрация действий на картинках с последующим сочетанием предложений. 
В. Составление конструкций по образцу. 
7. Составление предложений с данным предлогом: по картинке, 
по схеме. 
В. Выделение предлога как отдельного слова из предложения использование схем предлогов. 
Э. Схема предложения с предлогом (выкладывание). Например, У входа в дом стояла девочка с сумкой». 
Над лесом летит самолет. 
10. Исправление деформированного предложения: вставить 
щенный предлог, исправить неправильно взятый предлог. 
11. Ответы на вопросы логопеда, требующие использования 
предлогов. 
12. Составление словосочетаний существительных с разными предлогами по карточкам: 
ДОМ — в, на, к, над, из-за, из, от, со, под, из-под, у. 
13. Составление предложений, противоположных по смыслу. 
например: 
((Птичка села на ветку. — Птичка взлетела с ветки». 
14. Составление сочетаний разных имен существительных с 
 предлогом (по показу, по картинкам). Например: 
яблоки в корзине, дети в саду, собака на улице, стаканы на 
ит.д. 
15. Составление предложений с данным предлогом и слова например,

Предлог — ПОД, слова — МЯЧ, СТОЛ. 
Предложение: (<Мяч лежит под Столом», 
16. Составление рассказа из данных слов-предлогов и опорных картинок. 
17. Различение предлогов в речи, их дифференциация на слух (в стихотворениях во время физминуток). Например: 
Руки в стороны, в кулачок, 
Разжимай и на бочок. 
18. Слуховые диктанты с зашифровкой предложений и предлогов в них. 
Схемы наиболее употребительных предлогов 
В (где?) НА (где?) ПОД (где?) НАД (где?) 
ИЗ (откуда?) В, К ЧЕРЕЗ 
ПЕРЕД,У ЗА ОТ ДО,К 
ВОЗЛЕ, ОКОЛО 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия

Рекомендации по  коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия....

«Использование в работе учителя-логопеда бланкового метода с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи»

В данной работе представлены бланк экспресс-диагностики по Фотековой(адаптированный), таблица по анализу вида ошибок и таблица динамики количества ошибок за год.Все таблицы использую в написании отчет...

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Консультация - Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи...

Рекомендации дефектологу по работе с детьми, имеющими нарушения слуха и интеллекта.

В данном материале изложены рекомендации учителю-дефектологу коррекционной школы, которые помогут ему взаимодейтсвовать с ребенком,имеющим нарушение слуха и интеллекта. Эти рекомендации помогут педаго...

Рекомендации логопеда учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

Известно, что одна из основных задач учителя начальных классов – научить ребёнка читать и писать, то есть письменной речи. Общепринято также, что обучение письменной речи – один из самых т...

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...

Буклет "Рекомендации взрослым по работе с детьми, имеющими проблемы в освоении навыка чтения"

В буклете в доступной для взрослых форме представлена информация о дислексии....