Коррекционно - развивающие технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ (ИН)
статья по логопедии

Сорокина Марина Владимировна

Коррекционно-развивающая технология - систематическое и последовательное воплощение личностно ориентированного, спроектированного процесса обучения; систему модифицированных способов, средств и методов обучения, коррекционно-развивающих условий, управления учебным процессом, направленным на превращение образования в действенный фактор коррекционно-развивающего воздействия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tehnologii.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - развивающие технологии в работе учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ (ИН)

Согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации», образование в образовательных организациях является уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)  Данный стандарт преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного  образования.

Специфика такова, что достижения детей определяются совокупностью не только конкретных знаний, умений и навыков, а еще личностных качеств, обеспечивающих хороший школьный старт детей. Но не все обучающиеся с ОВЗ (ИН) способны успешно осваивать программу. Детям, имеющим особенности в развитии, как правило, требуется дополнительная, целенаправленная коррекционная помощь.

Новая нормативная база поддерживает актуальность оптимизации, совершенствования форм и технологий в работ с теми, кто имеет отклонения в развитии.

 В настоящее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, которые испытывают особые трудности в освоении некоторых учебных программ, а также в адаптации к окружающему миру.

Абсолютно понятной в последнее время становится ограниченность традиционного воспитания и обучения детей с ОВЗ (ИН), чем и объясняется актуальность задач поиска наиболее эффективного использования современных образовательных технологий.

Целевые ориентиры речевого развития  обучающихся с ОВЗ (ИН)

Речевое развитие обучающихся с ОВЗ (ИН)по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры.

Речевое развитие дошкольников по ФГОС ставит следующую задачу: формирование не только правильного разговора, но и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, в последнее время возросло число, имеющих существенные нарушения в речевом развитии.

Важно своевременно формировать речь, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.

Речевое развитие  по ФГОС ведется в нескольких направлениях:

  • обогащение познавательной сферы дошкольников нужной           информацией с помощью занятий, наблюдений, исследовательской  
    деятельности;
  • наполнение эмоционально-чувственного опыта в ходе общения с явлениями, предметами, разными людьми;
  • систематизация сведений об окружающих событиях, формирование представления о единстве материального мира;
  • воспитание бережного отношения к природе, закрепление положительных эмоций;
  • создание условий, которые будут способствовать выявлению и поддержке интересов дошкольника, возможности проявления им самостоятельности в речевой деятельности;
  • поддержка формирования познавательных процессов.

Речевое развитие дошкольников предполагает владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.

1 Коррекционно - развивающие технологии в современном дошкольном образовании

Рассмотрение вопроса о коррекционно-развивающих технологиях в современном образовании необходимо начать с определения понятия «технология», которое дает Л.В. Байбородова. Она считает, что «технология -  это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения»

Коррекционно-развивающая технология - систематическое и последовательное воплощение личностно ориентированного, спроектированного процесса обучения; систему модифицированных способов, средств и методов обучения, коррекционно-развивающих условий, управления учебным процессом, направленным на превращение образования в действенный фактор коррекционно-развивающего воздействия (К.Г. Селевко)

Г.К. Селевко, рассматривая педагогическую технологию и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения, обобщая различные классификационные подходы, дает следующую классификацию педагогических технологий

Анализируя представленную классификацию можно сделать вывод, что автор классифицирует педагогические технологии по различным основаниям, среди общих оснований можно выделить: технологические способы, которые можно использовать в рамках традиционной классно-урочной системы (проблемное обучение, развивающее обучение, игра и другие); технологические способы, которые требуют организационной перестройки работы школы (концентрированное обучение, коллективный способ обучения и другие); технологические способы, которые требуют изменения содержания образования («диалог культур», вероятностное образование и другие).

Далее рассмотрим классификацию Л.В. Байбородовой. Автор предлагает классифицировать технологии в зависимости от того, как определяется процесс воспитания, точнее, характер взаимодействия педагога и воспитанника в этом процессе.

Классификация технологий по характеру взаимодействия педагога и ребенка

Характер взаимодействия логопеда и ребенка

Технология

Целенаправленное воздействие логопеда и ребенка

Технология воздействия

Целенаправленное взаимодействие логопеда и ребенка

Технология взаимодействия

Сопровождение ребенка

Технология сопровождения

В публикациях Л.В. Байбородовой так же приведен анализ индивидуально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категории «личностно-ориентированная технология» и «индивидуально-ориентированная технология» отличают следующие признаки: подход, в рамках которого они реализуются, общая целевая направленность, планируемый результат, основная функция педагога. Также необходимо отметить, что многие педагогические технологии обладают характеристиками как индивидуально, так и личностно-ориентированных технологий.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Осуществление познавательной деятельности возможно лишь в том случае, если созданы все условия для ее развития. Значительную роль в этом играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированное занятие входят блоки знаний двух или более различных предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности....

Доклад «Коррекционно- развивающие технологии в работе учителей, обучающих с умеренной умственной отсталостью»

Доклад на педагогическом совете школы. В статье говорится о том, что при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические техноло...

Коррекционные технологии в  работе учителя – логопеда.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Логопедические пазлы как один из способов повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя –логопеда с детьми ОВЗ.

Реализуется логопедических, дефектологических занятиях, а также на любом уроке, имеющем своей целью развитие психических и фонематических процессов, лексики, грамматики....

Коррекционные технологии в работе учителя -логопеда

Статья "Коррекционные технологии в работе учителя-логопеда" будет интересна студентам, начинающим логопедам, родителям.Сейчас слишком много внимания уделяется важности владения учителем комп...

Использование современных педагогических и коррекционных технологий в работе учителя-логопеда.

Этот материал будет полезен учителям - логопедам начальной школы, а также логопедам детских садов....