Фронтальное логопедическое занятие по теме «Многозначные слова»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Уварова Анастасия Дмитриевна

Фронтальное логопедическое занятие с учениками 2 класса «Многозначные слова»

Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finalnyy_konspekt.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида"

Конспект

фронтального логопедического занятия по теме:

«Многозначные слова»

Учитель-логопед: Уварова

Анастасия Дмитриевна

Улан-Удэ,

2023 г.

Цель: Систематизировать знания о многозначных словах.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять многозначные слова, определять их значения, устанавливать общность значений многозначных слов;
  • учить различать однозначные и многозначные слова;
  • активизировать и расширять словарный запас детей за счёт уточнения семантики наиболее часто встречающихся многозначных слов и выражений;
  • совершенствовать навыки составления словосочетаний и предложений в соответствии с лексическим значением слова.
  • привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
  • развивать слухоречевую память, творческие способности, межполушарное взаимодействие, координацию движений, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, творческое воображение, навык самоконтроля и организованности в работе.
  • воспитывать адекватную самооценку, способствовать улучшению эмоционального благополучия обучающихся.
  • повышать речевую активность.

Оборудование: предметные картинки: «Буратино», «Пьеро», «Мальвина»,

картинки для демонстрации многозначности слов, символы эмоций для рефлексии.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

- «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Откройте глаза. Приступаем к работе.

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

  • Сегодня мы совершим путешествие в волшебный город одной загадочной страны и познакомимся с жителями этого города.
  • Но прежде, чем отправится в путешествие, нам нужно выбрать транспорт. (Дети предлагают разные варианты и определяют главный).
  • Закроем глаза, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет.
  • (Логопед предлагает детям угадать, с какими героями волшебной страны могут встретится дети).
  • Хорошо. Я дам вам подсказку. Но для этого вам нужно отгадать загадку.

Это что за очень странный

человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой

- деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый… .?

Ответ детей: Буратино.

Сюрпризный момент.

Появляется грустный Буратино: Здравствуйте, ребята

Логопед говорит Буратино, что дети рады встретить его в волшебной стране и спрашивает, почему он такой грустный. Буратино сообщает, что потерял ключ.

Логопед: Буратино, мы можем тебе помочь! На прошлой неделе мы с ребятами путешествовали и говорили о инструментах. Помните, ребята? И у нас остался ключ, который тебе нужен. Демонстрирует Буратино гаечный ключ.

Буратино говорит, что такой ключ ему не подходит, и он ищет другой ключ.

Логопед спрашивает Буратино«А какой ключ ты потерял?»

Буратино:

Далёко, далёко за морем

Стоит золотая стена.

В стене той заветная дверца,

За дверцей - большая страна

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но где этот ключик — не знаю?

Никто не рассказывал мне.

(Постановка проблемного вопроса)

Логопед: Ребята, у меня в руках гаечный ключ, а Буратино ищет золотой ключ. Как же много значений у слова «ключ».. может быть вы вспомните другие значения? Педагог загадывает детям загадку, а отгадки-картинки появляются на доске.

Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отвернет,

Он и может, если хочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

Логопед спрашивает детей, о каких ключах здесь говорится.

Дети отвечают: дверной ключ, нотный (а по-другому он называется скрипичный, гаечный ключ.

Формирование цели урока и постановка учебных задач

Буратино: Вот это настоящая магия! Значит, слово «ключ» может быть использовано в нескольких смыслах? Значит, у него несколько значений? Как же тогда назвать такое слово? (многозначным) Да, действительно, слова, которые имеют много значений называются многозначными.

Как вы думаете, какой будет цель нашего путешествия? И какие перед нами стоят задачи?

Тема: Многозначные слова

Задачи занятия:

1. Познакомиться с многозначными словами.

2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.

Ребята, Буратино очень интересно узнать, а что объединяет все значения этого многозначного слова? Поможем ему?

- У каждой группы на партах лежат конверты со словом «ключ». Достаньте из конвертов слова, составьте из них предложения. И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «ключ» в вашем предложении.

1.Папа купил новый гаечный ключ. 2 Среди гор течёт ледяной прозрачный ключ. 3 В нотной тетради пишем скрипичный ключ. 4. Я достал из кармана ключ от двери.

Много разных значений имеет это слово. Ключ - родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, не исправить системы водяного отопления. Наконец, самый интересный ключ - ключ к шифру, при помощи которого можно прочесть таинственное послание. Вот это последнее значение слова ключ больше всего напоминает его музыкальный смысл. В самом деле: чтобы прочесть какие-то ноты, ключ совершенно необходим, иначе запись их окажется зашифрованной. Это знак, который всегда ставится в начале нотного стана и указывает положение на нем одной из нот, а в зависимости от нее и всех остальных.

Во всех вышеперечисленных значения КЛЮЧ - многозначное слово, которое имеет общий смысловой корень - открыть/закрыть.

2. Динамическая пауза

Логопед сообщает детям, что нужно набраться сил, чтобы продолжить путешествие по сказочному городу многозначных слов и предлагает сделать физкультминутку.

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

- Раз вы всё поняли, тогда мы можем перейти к следующему заданию. Перед вами на доске список слов. Прочитайте его. Подумайте, и выберите слова, которые являются многозначными.  Ребята, а что объединяет значения всех этих слов?

Колокольчик, груша, иголка, хвост, лисичка, шляпа, береза.

Колокольчик – форма, хвост - так как он расположен сзади и похож на хвост птиц, лисичка – окраска.

А как же называются слова, у которых только одно лексическое значение?

- А теперь. Обратите своё внимание на листочки, лежащие перед вами. В каждом из конвертов даётся несколько значений, но только одного многозначного слова. Прочитайте эти толкования и узнайте, о каком многозначном слове идёт речь.

  1. Группа учеников одного и того же года обучения; комната для занятий в школе; степень, уровень выполнения чего-нибудь. (класс)
  2. Часть тела человека; Часть предмета, за которую его держат; письменная принадлежность в виде палочки, стерженька. (ручка)
  3. Учебная работа, заданная ученику; учебный час, посвящённый одному предмету; нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. (урок)

- Составьте с каждым словом предложение, используя его только в одном из значений.

Буратино:  Какие интересные у вас получились предложения! А есть ещё такие интересные слова?

Логопед : Конечно, в стране многозначных слов вы встретите ещё много интересного, нужно быть очень внимательным и любознательным.

Ребята, давайте ещё попробуем вспомнить многозначные слова.

Буратино: Ребята, я все понял! И сейчас я загадаю вам загадки.

- Какой иглой нельзя шить?

- Какую шляпку нельзя надеть на голову?

Сколько нового я узнал от вас. Спасибо большое вам ребята. Я пойду искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам ещё. (Машет рукой и уходит).

III. Рефлексия занятия.

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

(Познакомиться с многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи).

Какие же многозначные слова вы теперь знаете?

…………………………..

А почему эти слова называются многозначными?

……………………………………….

- Выполнили мы поставленные задачи и помогли? (Да)

Сейчас я раздам каждому из вас 3 смайлика. Если вам все было понятно и трудностей не возникало, покажите мне зеленый смайлик. Если у вас возникали трудности с каким-либо заданием, отдайте мне желтый смайлик. Если вы ничего не поняли и у вас было много затруднений, отдайте мне красный смайлик.

- На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме «Деление слов на части» на лексическом материале «Зима. Зимняя одежда»

На логопедическом занятии детям дается практическое представление о том, что слово состоит из частей; активизируется  и расширяется словарь по теме «Зима. Зимняя одежда»....

Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Звуки речи"

Конспект фронтального логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ОНР.Задачи: - дать понятие «звуки речи»;     - способствовать развитию общего, слухового и речевого внимания...

Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»...

Конспект логопедического занятия на тему:"Состав слова"

Данный конспект разработан для логопедических занятий....

Конспект логопедического занятия по теме "Родственные слова"

занятие направлено на расширение, уточнение, пололнение словарного запаса младших школьников...

Конспект фронтального логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Задачи:Коррекционные:       Закрепить навыки различения звуков Р-Л в слогах, словах.Развивать фонематическое восприятие.Обучающие:...

Конструктор фронтального логопедического занятия по теме "Профессии"

Целевая аудитория: обучающиеся по адаптированным общеобразовательным программам для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Перспективная цель: Создание организационных и содерж...