Фронтальное логопедическое занятие по теме: «Распространение простого предложения определением на основе использования лексической темы «Посуда»»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Фронтальное логопедическое занятие по теме:

«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бельчикова Екатерина Федоровна

Учитель-логопед

ОКОУ «Курская школа «СТУПЕНИ»»

Фронтальное логопедическое занятие по теме:

«Распространение простого предложения  определением на основе использования лексической темы «Посуда»»

1 класс

Коррекционно – образовательные цели: уточнение и расширение представлений о посуде, её назначении, деталях и частях из которых она состоит; материала из которых она сделана. Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, ложка, вилка, маслёнка, солонка, хлебница; готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть; столовый, кухонный, чайный, фарфоровый, металлический, стеклянный, серебряный.) Совершенствование  грамматического строя речи (использование существительных в косвенных падежах).

Коррекционно – развивающие цели: развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей и мелкой моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.

Коррекционно – воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Трубочка», «Блинчик», «Качели». Упражнения на развитие речевого выдоха. «Снежок» (дутьё на кусочки пенопласта в бутылочке через трубочку).

 Скороговорка. В чашке – кашка. В плошке – плюшка. (повторяем тихо, громко, шёпотом).

Игра «Волшебный мешочек». Чтобы узнать,  о чём  мы будем сегодня говорить на сегодняшнем занятии, выполните моё задание опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите. Что это, как вы догадались об этом. Предметы (чайник, молочник, тарелка, сахарница).

 - Как назвать одним словом все эти предметы? (посуда)

 - А для чего нужна посуда, вы знаете?  (в посуде готовят и хранят еду, из посуды её едят).

 - О посуде, её назначении, материалах, из которых её делают, мы и будем говорить сегодня.

2. На доске картина с изображением посуды.

Игра «Магазин». Мы с вами пришли в отдел, где продаётся посуда. Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке (чайник, чашки, блюдца, сахарница).

 - Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название. (Вводится символ – признак предмета).

 - Теперь перечислите названия посуды. Которая стоит на второй полке.(тарелка, супница, хлебница, солонка).

 - Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке. (кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг).

 - Правильно, эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда.

 - Повторите это название.

 - А теперь назовите ещё раз, как называется  посуда на каждой полке. (чайная, столовая, кухонная).

 - Давайте обратим внимание  на материалы, из которых она сделана. Чайная и столовая сделана из фарфора. Такую посуду называют – фарфоровая.

 - А кухонная посуда сделана из металла. Её называют – металлическая.

3. Упражнение  «чайник» (развитие общих речевых навыков, творческого воображения. Координация речи с движением

Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,   (Дети стоят, изогнув одну руку, на носик                

                                                                            чайника)                                            

Я вам напоказ выставляю живот.                    Другую держат на поясе. Животик надут.

Я чай кипячу, клокочу и кричу:                      Топают обеими ногами.

_ Эй, люди, я с вами почайпить хочу.            Делают призывные движения правой рукой.      

4. Работа в тетради.

Зарядка для рук. Упражнения «Веер», «Лягушка», «Стол».

На доске рисунок  с изображением чашки.

 - Из каких частей состоит чашка? (дно, стенки, края, ручка)

 - Сколько клеток занимает дно чашки? Края?

 - Сколько клеток высота чашки?

 - Нарисуйте точно такую же чашку, как на образце. Раскрасьте.

5. Игра «Разбитые чашки». (развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, профилактика нарушений письменной речи).

Послушайте внимательно стихотворение.

 - На завтрак Наташе сварили две каши .    Не стала есть кашу каприза  Наташа.

На выбор две каши для нашей Наташи.      Разбила все чашки вертушка Наташа.

- Как вы думаете, правильно ли поступила Наташа?      

 - Ребята, помогите мне, пожалуйста,  склеить чашки, которые разбила Наташа. (каждому ребёнку даётся свой конверт с разрезной чашкой).

6. Упражнение на закрепление словосочетаний.

 - Я буду называть слова, а вы поднимайте нужную карточку – символ. Чашка .

Фарфоровая.

Что? Чайник. Какой? Металлический. Что? Кастрюля. Какая? Алюминиевая. Что? Сковорода. Какая? Чугунная. Что? Блюдце. Какое? Стеклянное.

 - Молодцы. Давайте вспомним, чем же мы занимались сегодня на занятии? В какие игры играли?

 Литература:

  1. Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида» Москва,  Издательство «Аркти» 2004 г.
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей  с общим недоразвитием речи» СПб  Издательство: «Детство-Пресс» 2003 г.
  3. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: Академия развития, 1997 г
  4. C. Вохринцева «Посуда» Издательство: «Страна фантазий» (методическое пособие с  дидактическим  материалом) 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР с использованием речедвигательной ритмики на тему: "Дифференциация звуков З - Зь. Буква З"

Данный конспект занятия предназначен для логопедов, работающих с детьми с ОНР 6-7 лет, состоящими в группе риска по акустической дисграфии. Конспект посвящен дифференциации звуков З и Зь, а также знак...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса, имеющие ФФНР. Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умения различать согласные [Б и П] в устной и письменной речи....

Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дисграфии для детей с ОВЗ ЗПР по теме: «Однокоренные слова»

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 4-5-х классах для детей VII видаУчитель-логопед Оганесян С.Г. Логопедическая тема: Однокоренные слова.Лексическая тема: Зима.Цель: Закрепить ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Весна"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме  "Весна"...

Конспект фронтального логопедического занятие по лексической теме «Ягоды», для обучающихся с ТНР

В конспекте представлено логопедическое занятие с заданиями, направленными на обогащение словаря, развитие и совершенствование грамматического строя речи и связной речи,  на развитие мелкой ...

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи по теме «День 8 Марта» с использованием конструктора «Тико»

Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Расширение представлений о празднике «8 марта»...