Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Карташова Ольга Николаевна

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы "Эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие для обучающегося с РАС", вариант 8.4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8.4._logopedicheskie_zanyatiya.docx58.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»

Рассмотрено:

на заседании методического объединения  СПС

протокол №

от  «      » сентября  2022 г

Согласовано:

зам. директора по ВР

_________С.Н. Троценко

от «     » сентября 2022 г

Утверждено:

директором

МОУ КСОШ «Радуга»

___________Н.Д. Майляв

приказ №

от «     » сентября  2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С РАС»

класс обучающегося: 1 (вариант 8.4)

срок реализации: 2022/2023 учебный год

                                                        Составитель: учитель-логопед О.Н.Карташова

с. Красноселькуп, 2022г.   

                                                                 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционно – развивающих  занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающегося  класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС (вариант 8.4) с учётом особенностей  психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

Программа коррекционного курса «Индивидуальные логопедические занятия» для обучающихся с расстройством аутистического спектра  составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ, на основе рабочей программы Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Москва 2020, рекомендаций ПМПК и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающемуся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 8.1; Вариант 8.2; Вариант 8.3;Вариант 8.4 (утв..Приказ №341 от 02.09.2019 г.) ;

-Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19.12.2014г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

-Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Целью программы «Индивидуальные логопедические занятия» является -  формирование у детей с РАС коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе общения и социального взаимодействия, адаптация обучающегося с РАС на ступень получения образования -школьное обучение.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 

  • осуществление обследования речевого развития детей;
  • проведение коррекционной работы по формированию базовых навыков коммуникации и коррекции нарушений речевого развития детей;
  • формирование стереотипа учебного поведения и подготовка детей к школьному обучению; оказание квалифицированной помощи в освоении образовательной области «Речевое развитие»;
  • организация коррекционно-развивающей предметно-практической среды, способствующей социально-коммуникативному и речевому развитию детей;
  • выстраивание конструктивного взаимодействия с родителями в достижении целей развития детей и повышение уровня их компетентности в вопросах аутизма.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Учитывая клиническую и психолого-педагогическую полиморфность проявлений РАС, формулировки особых образовательных потребностей, присущие всем детям с этим нарушением развития, являются в достаточной степени обобщёнными, то есть относятся ко всем детям с РАС и, в то же время, являются основой для конкретизации и индивидуализации в соответствии с особенностями каждого ребёнка, что очень важно для решения практических вопросов коррекции.

Ребёнок не пользуются устной речью. Инструкцию выполняет с опорой на визуальную поддержку и вербальную инструкцию, требуется физическая подсказка. Общение неречевое. Карточками PECS не пользуется. Понимание обращенной речи затруднено. Уровень понимания – ситуативно-бытовой. Понимает отработанные инструкции, подкрепленные жестом. По подражанию артикуляционные уклады не выполняет. Речевой выдох не сформирован. Собственная речь представлена, в основном, протяжными вокализациями по акустическому признаку. Фронтальную инструкцию не удерживает, требуется значительная помощь тьютора

Коррекционный курс «Индивидуальные логопедические занятия» направлен на

  • Коррекцию и(или) компенсацию особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик. Особенности восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик окружающего лежат в основе трудностей ориентировки во времени (вчера – сегодня – завтра, сначала – потом и т.п.), искажения процессов формирования и использования опыта (впечатления накапливаются, но не становятся опытом в традиционном смысле этого слова, то есть основой для решения грядущих жизненных задач; обладая информацией – иногда очень большой – человек с аутизмом не может выбрать (и тем более использовать) то, что соответствует заданному - потребности, необходимости, желанию и т.д.)., процессов воображения (символизации). Психофизиологическая основа этого явления изучена недостаточно, но, тем не менее, его ближайшее следствие очевидно: это трудности восприятия, усвоения сукцессивно организованных процессов, что в случае РАС – общепризнанный в науке факт.

Основные проявления нарушений пространственно-временных характеристик:

  • фрагментарность восприятия: интрамодальная (трудности формирования мономодального сенсорного образа – зрительного, звукового и др.),
  • межмодальная (трудности формирования полисенсорного образа), в рамках феномена слабости центральной когеренции (фиксация на мелких деталях при трудности или невозможности формирования целостного образа);
  • симультанность восприятия;
  • трудности восприятия сукцессивно организованных процессов.
  • Преодоление (смягчение) дефицита и(или) искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации, потребность в формировании базовых социально-коммуникативных навыков.
  • Создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия. Развитие способности к репрезентации психической жизни других людей происходит параллельно с развитием социального взаимодействия и коммуникации. Это процесс постепенный, требующий постоянного учёта возможностей ребёнка с РАС на данный момент, особенностей его мотивационной сферы.
  • Смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе. Особенности проблемного поведения ребёнка с аутизмом разнообразны: агрессия и аутоагрессия, аффективные вспышки, неадекватные смех, плач, крик, различного рода стереотипии (двигательные, сенсорнодвигательные, речевые и т.д.). Такие поведенческие проявления препятствуют развитию ребёнка, затрудняют (при резкой выраженности делают фактически невозможным) образовательный процесс и само взаимодействие с другими людьми.
  • Коррекцию проблемного поведения – не только один из важнейших разделов комплексной коррекции аутистических расстройств, но часто и в значительной степени условие работы по другим направлениям. Особая роль принадлежит функциональному анализу поведения, одному из разделов бихевиоризма и прикладного анализа поведения.
  • Потребность в структурировании среды. Для того, чтобы ребенок с РАС постепенно мог адаптироваться в ситуации обучения, она должна быть максимально структурирована. Наличие четкой структурированной среды (разделение пространства на определенные зоны в соответствии с видами деятельности) дает возможность снизить беспокойство, страхи, а также помогает ребенку самостоятельно организовать свою деятельность.  потребность в проведении подготовительной работы для адаптации детей с РАС к условиям организации. Адаптация к условиям образовательной организации является крайне важным и часто непростым этапом для многих детей с РАС, особенно когда включение в детский коллектив становится первым шагом к самостоятельности, выходу из привычного окружения семьи, и переходом на другую ступень образования.  потребность в индивидуализации образования. Для коррекционной помощи ребенку создаются условия в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей детей с РАС.
  • Потребность в постепенном переходе с индивидуальных форм обучения на групповые формы. Дети с тяжелыми аутистическими расстройствами, которые имеют значительные нарушения социального развития, поведения, речевой и неречевой коммуникации, нуждаются в первую очередь в обеспечении необходимого объема индивидуальных занятий, позволяющих сформировать базовые навыки. А адаптация к группе станет уже задачей следующего этапа работы.
  • Потребность в адаптации методов работы, дидактических материалов. В ходе коррекции нарушений развития детей с РАС применимы не отдельные методы и приемы, а комбинации целого спектра техник, которые становятся эффективными только при условии их совместного использования. К ним относятся такие как альтернативные средства коммуникации, коммуникативные книги, система подсказок и поощрений, социальные истории, видеомоделирование и др. Прием визуализации при обучении детей с РАС является одним из важных условий повышения эффективности реализации образовательной программы. В связи с этим подбираются, разрабатываются и используются самые разнообразные дидактические материалы, среди которых предметы, игрушки, картинки, природный материал, схематические изображения, фото- и видеоматериалы и многое другое

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи основывается на следующих принципах:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации в процессе оказания помощи в развитии каждому обучающемуся с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личностном развитии.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Основными направлениями работы учителя-логопеда являются:

1.Формирование базовых навыков коммуникации.

2. Формирование стереотипа учебного поведения.

3. «Социально-коммуникативное развитие».

4. «Речевое развитие».

5. Обучению чтению и письму в соответствии АООП РАС в соответствии с  особенностями развития ребёнка.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.

3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно - развивающей области» и проводится во внеурочное время, с учетом режима работы школы. Количество занятий- 2 раза в неделю.       Программа рассчитана на 66 часов (1 класс) в год. Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития ребенка.

     Основной формой организации коррекционно – развивающей работы являются индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 20-25 минут.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, поэтому планируемые результаты формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (далее УУД):

•        личностные;

•        регулятивные;

•        коммуникативные;

•        познавательные.

      Личностные результаты освоения коррекционной программы:

  • быть готовым контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия;
  • понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
  • выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
  • поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
  • выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
  • уметь различать интонацию;

Метапредметные результаты:

РегулятивныеУУД:

  • сохранять учебную задачу занятия (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя- логопеда);

Познавательные УУД:

  • строить невербальное речевое высказывание;

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Предметные результаты:

Целевые ориентиры речевого развития детей с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств (третий уровень аутистических расстройств является наиболее тяжёлым и, как правило, сочетается с интеллектуальными нарушениями умеренной (тяжёлой, глубокой) степени и выраженными нарушениями речевого развития):

  понимает обращённую речь на доступном уровне;

  владеет элементарной речью (отдельные слова) или обучен альтернативным формам общения;

 владеет некоторыми конвенциональными формами общения (вербально / невербально);  выражает желания социально приемлемым способом;  возможны элементарные формы взаимодействия с родителями, другими знакомыми взрослыми и детьми;

  выделяет себя на уровне узнавания по фотографии;

  выделяет родителей и знакомых взрослых;

  различает своих и чужих;

  поведение контролируемо в знакомой ситуации (на основе стереотипа поведения);  отработаны основы стереотипа учебного поведения;

  может сличать цвета, основные геометрические формы;

  знает некоторые буквы;

 владеет простейшими видами графической деятельности (закрашивание, обводка);

  различает «большой – маленький», «один – много».

5. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс

Содержание коррекционной работы сформировано по результатам диагностического обследования, оценки особенностей развития обучающегося и включает:

1.Формирование базовых навыков коммуникации - преодоление, смягчение обусловленных аутизмом социально-коммуникативных трудностей (развитие социально – эмоциональной сферы детей), развитие потребности в общении. Нарушения коммуникации и социального взаимодействия – очень сложные психологические образования, их квалификация может быть самой разной и требует исключительно индивидуального подхода.

 Задачи коррекционной работы «Формирование базовых навыков коммуникации и социальных навыков»:  при просьбе желаемого использует указательный жест (указательный палец или протянутая рука) (с использованием карточки, речевая инструкция),  при просьбе желаемого самостоятельно использует указательный жест (указательный палец или протянутая рука) (совместное действие, по подражанию, с использованием карточки, речевая инструкция),  реагирует на свое имя поворотом головы в сторону говорящего с полной подсказкой (с частичной подсказкой) и устанавливает глазной контакт,  выполняет просьбу взрослого "иди сюда" с полной подсказкой (с частичной подсказкой, самостоятельно),  здоровается и прощается словом или жестом с полной и частичной подсказкой взрослого (невербальной или вербальной), самостоятельно здоровается и прощается без напоминания, используя обращение,  здоровается и прощается по инициативе взрослого, повторяя сопряженно или за взрослым «Здравствуйте, имя», «До свидания!» («Пока»). Машет или хлопает по протянутой ладошке в соответствии с ситуацией. Действия сопровождаются комментариями взрослого,  отвечает на простые социальные вопросы о себе и ближайшем окружении (Как тебя зовут? Как зовут маму? Как зовут папу? Как зовут бабушку? Сколько тебе лет? Какая у тебя фамилия? Где живешь?) с полной, частичной подсказкой или самостоятельно, 16  на предложение еды и другого (игрушка, игра, действие) говорит «Нет», «Да», используя соответствующий жест с помощью взрослого (совместное действие, по подражанию, с использованием карточки), самостоятельно использует слова «Нет», «Не хочу», «Не буду», «Да» по назначению.

2. Формирование стереотипа учебного поведения осуществляется всеми специалистами, работающими на ГКП, в ходе всего образовательного процесса. Цель – отработка основ стереотипа учебного поведения.

Задачи коррекционной работы «Формирование стереотипа учебного поведения» определяются в соответствии с АООП ДО РАС в ГКП и с особенностями и потребностями детей:  ориентируется на визуальное расписание «сначала-потом» с полной, частичной подсказкой взрослого либо самостоятельно,  ориентируется на полное расписание группы с полной, частичной подсказкой взрослого либо самостоятельно,  имитирует движения взрослых, движения с предметами, звуки, слова и фразы другого человека,  выполняет простые задания по подражанию, по образцу,  умеет садиться за парту по сигналу,  использует учебные принадлежности по назначению с полной, частичной помощью либо самостоятельно,  выполняет простые инструкции «подойди, садись, дай, покажи, возьми» с жестовой, визуальной и речевой подсказкой,  выполняет фронтальную инструкцию (от простой инструкции с подкреплением до переноса инструкции на речевой уровень),  сидит за партой в течение времени, необходимого для выполнения одного задания с помощью взрослого либо самостоятельно,  сидит за партой в течение времени, необходимого для выполнения до 3-х заданий (средний формат, обычный контур, простой сюжет),  сидит за партой в течение необходимого на деятельность времени до физкультминутки,  убирает за собой учебные предметы с помощью, самостоятельно,  по просьбе педагога выходит к доске, затем возвращается за свою парту с вербальной или невербальной подсказкой, либо самостоятельно,  на индивидуальных занятиях по сигналу таймера садится за парту с помощью педагога (понимает, когда начинается занятие), удерживается за партой до 15 мин,  на индивидуальных и групповых занятиях по сигналу таймера самостоятельно садится за свою парту (понимает, когда начинается занятие),  выполняет задания за столом в течение определенного промежутка времени. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» соответствует АООП  РАС

  1. Формирование базовых коммуникативных навыков,  формирование социальных навыков взаимодействия.
  2. Содержание образовательной области «Речевое развитие» соответствует АООП ОУ РАС включает задачи по направлениям:  формирование понимания речи,  формирование собственно экспрессивной речи,  развитие графо-моторных навыков.
  3. Содержание академических навыков по обучению чтению и письму формируются в соответствии АООП ОУ РАС и особенностями развития детей.
  4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Диагностика понимания обращенной речи.

1

Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление АОП, составление сводных характеристик        на        начало

учебного года.

2

Диагностика устной речи.

1

Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление АОП, составление сводных характеристик        на начало

учебного года.

3

Диагностика устной и письменной речи.

1

Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических протоколов, составление АОП, составление сводных характеристик        на начало

учебного года.

4-5

Человек. Части  лица.

Представление о себе

2

Половая идентификация. Называть свой пол. Называть пол других детей в группе. Показывать под комментарии взрослого, повторять за взрослым: «Слушаю ушами, смотрю глазами, говорю, ем ртом, дышу, нюхаю носом).

Различение, образование множественного числа существительных. Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…).

6-7

Человек. Части          тела.

Представление о себе

2

Звук-буква А. Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу

7-8

Представление о семье.

2

Узнавать, показывать (соотносить на фотографиях) и называть членов семьи и ближайших родственников (мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).

Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…)

Звук-буква «У» Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу, Учить четко интонировать звук в словах.

9-10

Осень

2

Называть текущее время года.

Соотносить на картинном материале и показывать по речевой инструкции, называть явления погоды и признаки осени (солнце, дождь, туча, разноцветные листья)

Определять текущую погоду и отмечать в настенном календаре. Предметный словарь: осень, дождь, погода, ветер, листья, туча. Глагольный словарь: опадать, дует, идет, собирать, улетать.

Словарь признаков: красный, желтый, дождливый, холодный. Различение, образование множественного числа существительных.

Учить выделять звуки «А» и «У» из ряда гласных звуков, слогов. Копирование букв по образцу. Нахождение в слогах.

11-12

Овощи

2

Называть, показывать овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, картошка). Соотносить картинный и предметный материал.

Предметный словарь: капуста, морковь, огурец, картошка, помидор,

Глагольный словарь: мыть, чистить, срывать, выкапывать, срезать, варить, собирать и т.д.

Словарь признаков: спелый, грязный (чистый), вкусный, свежий, и т.д. Определять (называть /соотносить) цвет.

Предлог «В» - игра «Куда сложим урожай?».

Закрашивание в соответствующий цвет, обводка по контуру, соединение больших и маленьких овощей, одинаковых картинок.

13-14

Фрукты

2

Называть, показывать фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан). Соотносить картинный и предметный материал.

Предметный словарь: яблоко, груша, апельсин, банан

Глагольный словарь: мыть, чистить, срывать, срезать, собирать и т.д. Словарь признаков: спелый, грязный (чистый), вкусный, свежий, и т.д. Определять (называть /соотносить) цвет.

Предлог «В» - игра «Куда сложим урожай».

Закрашивание в соответствующий цвет, обводка по контуру, соединение больших и маленьких фруктов, одинаковых картинок.

Предлог «В» - игра «Куда сложим урожай?».

15-16

Продукты питания.

2

Называть продукты (хлеб, молоко, каша, сосиски, котлеты, конфеты и т.д.). Соотносить, показывать картинный и дидактический (макеты) материала.

Определять, что можно есть, а что нельзя (выбор из картинного и дидактического

материала, сортировка).

Предметный словарь: хлеб, молоко, каша, сосиски, котлеты, конфеты и т.д Глагольный словарь: варить, жарить, резать, есть, пить, завтракать, обедать, ужинать…

Словарь признаков: вкусный (невкусный), соленый, сладкий, кислый, мягкий, горячий, и т.д.

17-18

Что я ем, что я пью

2

Называть выбирать        любимые блюда и напитки (картинный и дидактический материал).

Дифференцировать «съедобное-несъедобное».

Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…).

Звук-буква И. Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу.

19-20

Одежда

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Одежда».

Соотносить картинный и предметный материал. Выбирать предметы одежды по погоде, по сезону.

Определять последовательность надевания предметов одежды.

Предметный словарь: брюки, кофта, футболка, трусы, колготки, шапка, куртка, носки и т.д.

Глагольный словарь: одевать, надевать, гладить, вешать, застегивать, стирать… Словарь признаков: зимняя, летняя, нарядная, красивая, новая, старая, чистая, грязная.

Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…).

Учить выделять звуки «А», «У», «И» из ряда гласных звуков, слогов. Копирование букв по образцу. Нахождение в слогах, в словах.

21-22

Обувь

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Обувь».

Называть, показывать предметы обуви (тапочки, сапоги, ботинки). Соотносить картинный и предметный материал.

Выбирать предметы обуви по погоде, по использованию в помещении и на улице.

Употребление местоимений: мой, моя, мои (Это чей…? Это мой…).

Предметный словарь: обувь, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки, кроссовки, застежка, шнурок.

Глагольный словарь: обувать, снимать, ремонтировать, чистить, мыть

Словарь признаков: зимняя, , удобная, красивая, новая, старая, чистая, грязная, теплая, легкая, нарядная и т.д.

23-24

Дифференцировка одежда- обувь

2

Закрепление обобщающих понятий.

Дифференцировать одежду и обувь (сортировать картинный и дидактический материал), подбирать обобщающее слово.

Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Одежда-обувь».

Закрашивание, обводка по  контуру, соединение больших и маленьких предметов одежды и обуви, одинаковых картинок.

Звук-буква О. Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу.

25-26

Зима

2

Называть текущее время года.

Соотносить на картинном материале и показывать по речевой инструкции, называть явления погоды и признаки зимы и зимнюю атрибутику (снег, снежинки, санки, снеговик, ледянка )

Определять текущую погоду и отмечать в настенном календаре.

Предметный словарь: зима, снег, мороз, лед, снеговик, снежинка, лыжи, санки, коньки, ледянка, горка и т.д.

Глагольный словарь: дуть, падать, скользить, лететь, мести, мерзнуть и т.д. Словарь признаков: морозная, холодная, легкий, пушистый, блестящий и т.д Учить выделять звуки «А», «У»,«И», «О» из ряда гласных звуков, слогов.

Копирование букв по образцу, обводка. Нахождение в слогах, в словах.

27-28

Новогодний праздник

2

Называть, показывать новогоднюю атрибутику и сказочных персонажей (ёлка, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка ).

Предметный словарь: игра, коньки, лыжи, снегокат, санки, елка, елочные игрушки, подарки и т.д.

Глагольный словарь: падать, лепить, скользить, кататься, наряжать. Словарь признаков: быстрые, скользкие, блестящие и т.д.

Украшение ёлки. Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Новогодние игрушки».

Подготовка Новогоднего праздника.

29-30

Зима. Новогодний праздник.

2

Называть, показывать новогоднюю атрибутику и сказочных персонажей (ёлка, новогодние игрушки, Дед Мороз, Снегурочка ).

Называть, показывать зимние забавы (горка, санки, снежки, лепка снеговика и т.д.). Участие в Новогоднем празднике.

31-33

Зима.        Зимние забавы.

Одежда. Обувь.

3

Называть, показывать, соотносить основные признаки зимы и явления погоды, инвентарь и атрибутику для зимних забав (лыжи, коньки, санки, ледянки)

Дифференцировать одежду и обувь (сортировать картинный и дидактический материал), подбирать обобщающее слово.

Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Одежда-обувь».

Звуки «А», «У»,«И», «О». Копирование букв по образцу, обводка. Нахождение в слогах, в словах.

33-34

Посуда

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Посуда».

Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову.

Называть, показывать по речевой инструкции предметы посуды (тарелка, чашка, вилка, ложка, нож).

Соотносить, сортировать картинный и предметный материал.

Предметный словарь: чашка, тарелка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода и т.д. Глагольный словарь: есть, пить, варить, жарить, готовить, вытирать, мыть.

Словарь признаков: красивая, чистая (грязная), новая, старая.

Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Посуда».

Закрашивание, обводка по  контуру, соединение больших и маленьких предметов посуды, одинаковых картинок.

Звук-буква «П». Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу.

35-36

Мебель

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Мебель».

Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову. Называть, показывать предметы мебели (стол, стул, кровать, шкаф) Предметный словарь: мебель, стол, стул, кровать, диван, шкаф и т.д.

Глагольный словарь: сидеть, спать, лежать, расставить, убрать, починить, открывать, вытирать и т.д.

Словарь признаков: красивая, новая, старая, чистая, грязная, мягкая, удобная и т.д.

Закрашивание, обводка по  контуру, соединение больших и маленьких предметов мебели, одинаковых картинок.

Звук-буква «М». Понятие звука и буквы. Соотносить, находить, произносить. Обводка по точкам, раскрашивание буквы, написание по образцу.

37-38

Транспорт

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Транспорт».

Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову. Называть, показывать транспорт (машина, поезд, самолет, корабль).

Предметный словарь: машина, самолет, поезд, пароход, лодка, гараж, остановка, автобус, светофор. части транспортного средства (колеса, руль, дверцы, крылья, зеркала, кузов и т.д.).

Глагольный словарь: ехать, лететь, плыть, переходить.

Словарь признаков: быстрый, медленный, воздушный, водный, наземный, пассажирский, грузовой.

39-40

Транспорт

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Транспорт».

Дифференцировать виды транспорта (наземный, воздушный, водный) – «Что летит? Что едет? Что плывет?».

Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Транспорт».

Закрашивание, обводка по  контуру, соединение больших и маленьких предметов транспорта, одинаковых картинок.

Повторение букв АОУИМП. Копирование, написание по обводке, по точкам.

Узнавание, произнесение.

41-42

Мамин день 8 марта

2

Называть, показывать, соотносить праздничную атрибутику праздника. Заучивание песен, хороводов для мам и бабушек.

Подготовка и проведение праздника.

43-44

Бытовые приборы

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Бытовые приборы» и их функциональное назначение.

Подбирать картинный и предметный материал к обобщающему слову.

Называть, показывать бытовые приборы (пылесос, телевизор, холодильник, плита, стиральная машинка, компьютер).

Предметный словарь: холодильник, плита, телевизор, утюг, компьютер, стиральная машина.

Глагольный словарь: морозить, убирать, включать, выключать, гладить, стирать, сушить, показывать.

Словарь признаков: горячий, холодный, чистое, грязное, сухое, мокрое.

45-46

Домашние животные.

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Домашние животные»

Называть, показывать домашних животных (кошка, собака, лошадь, свинья). Подражать голосам животных.

Называть/показывать основные части тела (голова, нос, уши, глаза, рот, лапы, хвост). Называть, показывать, чем питаются (травка, рыбка, молоко, косточка).

Предметный словарь: собака, кошка, корова, лошадь, свинья.

Глагольный словарь: мяукать, лаять, мычать, хрюкать, бегать, прыгать, кусать. Словарь признаков: большая, маленькая, ласковая, добрая, пушистая.

Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких животных, одинаковых картинок.

47-49

Дикие

животные.

3

Называть/понимать обобщающее понятие «Дикие животные»

Называть, показывать диких животных (заяц, медведь, лиса, волк, ёж). Называть, показывать, где живут (в лесу).

Называть/показывать основные части тела (голова, нос, уши, глаза, рот, лапы, хвост). Предметный словарь: медведь,  лиса ,заяц, волк, ёж.

Глагольный словарь: бежать, рычать, прыгать.

Словарь признаков: бурый, рыжая, серый, белый, колючий и т.д.

Закрашивание, обводка по контуру, соединение больших и маленьких животных, одинаковых картинок.

Повторение ранее пройденных букв: нахождение в словах, написание, обводка по пунктиру.

49-50

Игрушки

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Игрушки».

Называть, показывать игрушки (мяч, кукла, кубики, машинка и т.д.) Понимать назначение игрушек.

Предметный словарь: игрушки, мяч, машинка, кукла, железная дорога, поезд, кубики, юла, пирамидка, мишка, лего….

Глагольный словарь: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, мыть, качать, убирать…

Словарь признаков: красный, желтый,…круглый, мягкий, твердый, большой, маленький, новый, любимый…

Предлоги «В» -«ИЗ», игра «Куда сложим игрушки?».

51-52

Игрушки

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Игрушки».

Называть, показывать игрушки (мяч, кукла, кубики, машинка и т.д.) Понимать назначение игрушек.

Употребление местоимений: мой, моя, мои(Это чей…? Это мой…).

Различение, образование множественного числа существительных на предметах лексической темы «Игрушки».

Закрашивание, обводка по контуру, соединение картинок больших и маленьких игрушек, одинаковых картинок.

53-54

Птицы

2

Называть/понимать обобщающее понятие «Птицы».

Называть, показывать птиц (ворона, утка, воробей, голубь).

Называть/показывать основные части тела (голова, клюв, крылья, лапы, хвост).

Предметный словарь: голубь, ворона, утка, воробей, перья, клюв, крылья, лапы, хвост.

Глагольный словарь: летать, клевать, каркать, чирикать, махать, кормить. Словарь признаков: большая, маленькая, голодная.

Различение, образование множественного числа существительных на предметах

лексической темы «Птицы».

55-57

Весна

3

Называть текущее время года.

Соотносить на картинном материале и показывать по речевой инструкции, называть явления погоды и признаки весны (солнце, дождь, зеленые листья, трава)

Определять текущую погоду и отмечать в настенном календаре.

Предметный словарь: весна, дождь, погода, ветер, листья, трава, птицы, цветы.. Глагольный словарь: распускается, дует, идет, прилетать.

Словарь признаков: зеленый, молодой, теплый, яркое и т.д.

58-59

Деревья. Цветы. Трава.

2

Называть/ дифференцировать, понимать растения: деревья, цветы, трава. Подбирать картинный материал к обобщающему слову (цветы, трава, деревья). Предметный словарь: дерево, трава, цветок, листья, ветки.

Глагольный словарь: сажать, поливать, расти, цвести, пахнуть. Словарь признаков: высокие, первые, зеленые, и т.д.

Повторение ранее пройденных букв: нахождение в словах, написание, обводка по пунктиру.

60-63

Диагностика

3

Выявление актуального уровня развития ребенка, заполнение диагностических

протоколов, составление сводных характеристик на конец учебного года.

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Оборудование

  • Школьные парты –1 двухместная
  • Школьные стулья – 2
  • Стол учителя – 1
  • Доска -1
  • Ноутбук – 1
  • Зеркало «говорящее» для логопедических занятий
  • Зеркало логопедическое индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики
  • Муляж артикуляционного аппарата

Учебно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса

1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.

2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.

3. Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-sdetmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

5. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.

7. Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

8. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

9. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013. Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59. Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.

10. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.

11. Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.

12. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – Издательство: Просвещение: 1989. 100 с.

13. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи, М.: Теревинф, 1997

-  Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М.: «Чистые пруды», 2006

14. Никольская О.С., Баенская Е.Р. Необходимы общие усилия // Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М.Просвещение,1989.

15. Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. Сборник упражнений для специалистов и родителей. Издательство БелАПДИ — «Открытые двери», Минск, 1997

16. Янушко Е.А. «Начальный этап корреционной работы с аутичным ребенком: знакомство,

Установление контакта» Научно&практический журнал «Аутизм и нарушения развития». № 3 2004

17. http://www.logozavr.ru/203/

 

18. https://www.igraemsa.ru/

19.  http://games-for-kids.ru/index.php

20. https://www.logoped.ru/ 

21.  https://kids-smart.ru/exercises/groups/1-class        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ для обучающихся 1 и 2 классов с ОВЗ (задержка психического развития)

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции, обучающихся с задержкой психического развития 1 классов, занимающихся по адаптированной основн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития, умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с задержкой психического развития 2 класс на 2023-2024 учебный год

      Рабочая  программа  является  нормативно-правовым  документом, определяющим  организацию  логопедического  коррекционно-образовательного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» для обучающихся с ОВЗ основного общего образования, вариант 7.1, 7.2. (1-4 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО  КУРСА«Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)»для обучающихся с ОВЗ основного общего образован...