Советы учителю. Работа по коррекции письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
консультация по логопедии (4 класс)

Mарина Aлексеевна Kовалёва

     Нарушение письма у учащихся с интеллектуальными нарушениями отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным развитием.

Симптоматика дисграфии  характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов. В сообщении дана классификация стойких специфических ошибок, которые встречаются у школьников при усвоении учебного материала и даны рекомендации для их профилактики и коррекции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская школа – интернат»

Советы логопеда.

Работа по коррекции нарушений в произношении школьников с интеллектуальными нарушениями.

Учитель – логопед: Ковалева М.А.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными нарушениями разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Дефекты звукопроизношения у учащихся с и.н. встречаются гораздо чаще. В их основе лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата.

У учащихся с и.н. наряду с искажениями звуков речи, отмечается большое количество замен. Следующей особенностью нарушений звукопроизношения является большая трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок.

Еще одной особенностью   является то, что эти нарушения довольно часто бывают вариативными, т. е. проявляются по-разному. Один и тот же звук умственно отсталый ребенок в одних случаях произносит правильно, в других — пропускает или искажает. Это зависит от характера звуко-слоговой структуры, а также от места звука в слове. В простом слове и в начале его ребенок может правильно произнести звук, а в середине сложного слова со стечением согласных — пропускает или искажает (сом, но «котюм»).

Нарушения звукопроизношения у  школьников  с и.н.  являются полиморфными не только по симптоматике, но и по патогенезу, по причинной обусловленности. Например, у ребенка одновременно имеет место вид недоразвитие речевой моторики, и нарушение слуховой дифференциации звуков. В других случаях отмечаются и нарушения слуховой дифференциации, и аномалии в строении артикуляторного аппарата. Часто наблюдаются стертые дизартрии.

Нарушения звукопроизношения характеризуются стойкостью симптоматики. Наблюдаются искажения звуко-слоговой структуры слова, чаще в 3-5 сложных словах.

Речь детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других — ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, немодулированный, у возбудимых — крикливый,  резкий.

Коррекция нарушений звукопроизношения у школьников с и.н. является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей. Работа осложняется характерной для этих детей  трудностью образования новых условнорефлекторных связей, что обусловливает замедленность и длительность формирования нового звука. Инертность нервных процессов, резкое нарушение подвижности процессов возбуждения и торможения проявляются в упорном, стереотипном воспроизведении наиболее упроченных старых связей, в трудностях переключения на новые. Вследствие этого неправильное произношение того или иного звука удерживается даже в том случае, если изолированное их произношение удается ребенку сравнительно легко.

Наиболее длительным является введение звука в речь, т. е. этап автоматизации. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности таких детей, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения. Коррекцию дефектов звукопроизношения необходимо связывать с развитием познавательной деятельности детей с и.н., формированием операций анализа, синтеза, сравнения. В логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения используется прием сравнения. Так, на этапе постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далекими. При дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с фонетически близкими. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав различных слов по количеству звуков, месте отрабатываемого звука в словах.

Большое внимание уделяется развитию общей и речевой моторики, воспитанию слухового восприятия, внимания, памяти, т. е. нормализации всех тех факторов, которые лежат в основе нарушений звукопроизношения у детей с и. н.  и обусловливают особенности их проявления.

Коррекцию нарушений звукопроизношения связывают с развитием речевой функции в целом, т. е. с развитием фонематической стороны речи, словаря, грамматического строя языка, так как дефекты звукопроизношения у этих детей проявляются на фоне общего системного недоразвития речи.

При коррекции нарушений звукопроизношения уделяется внимание развитию четких представлений о звуковом составе слова, выделению звука из слова, определению места звуков в словах, уточнению смыслоразличительной функции звуков речи.

Советы логопеда для формирования и закрепления произносительных навыков у учащихся.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

1. На этапе введения звука в самостоятельную речь необходимо как можно чаще разговаривать с ребенком, использовать для бесед любую возможность. Необходимо постоянно контролировать правильность артикулирования "нового" звука.

2.  Заниматься нужно в доброжелательной, игровой форме. Только так ребенок усвоит движения органов речи, необходимые для артикуляции определенных звуков.

3.  Требования к речи ребенка усложнять постепенно.

4. Вырабатывать навыки самоконтроля.

5. Стараться не фиксировать внимание  ребенка на том, что у него не получается, лучше приободрить его.

6. Следить за поставленными звуками в обиходной речи школьника.

Речевые пятиминутки.

Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

        Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

        1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

2. Упражнения  по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает  благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют  особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса.

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.

Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень» 

  1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса

«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

  1. Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем листья собирать. 
Листья берёзы, листья рябины, 
Листья тополя, листья осины, 
Листики дуба мы соберём.

(загибать пальцы, начиная с большого) 
(сжимать и разжимать кулачки)

(загибать пальчики, начиная с большого)

  1. Речевая зарядка

Любит осень жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.

  1. Координация речи с движением

Мы листики осенние, 
На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели, 
Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал. 
И листочки все поднял.

Закружились, полетели. 
И на землю тихо сели.

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

(легкий бег по кругу)

(присесть)

Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»

  1. Артикуляционная гимнастика

«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»

  1. Развитие мелкой моторики

- Где обедал воробей?

- В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у синицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного…

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

  1. Речевая зарядка

Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.

  1. Координация с движением

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Дети прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

кружатся

приседают

почесывают пальчиками грудь

убегают на места

Сидя, взмахивают кистями рук

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской

. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу: "Коррекция устной и письменной речи обучающихся с тяжелыми нарушениями речи", вариант 5.2. 1 класс

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с задержкой психического развития» 1 класса разработана в соответствии с требованиями федерального го...

повышение эффективности коррекции речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями с использованием различных технологий и специального оборудования

laquo;В соответствии с современными педагогическими теориями представление о педагогических технологиях, инновациях связывается с определённым набором базисных техник, использование которых поз...

Система работы по формированию письменной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Одними из наиболее эффективных инновационных методик для решения  проблем обучения письму обучающихся с интеллектуальными нарушениями призваны стать когнитивные и другие технологии нейропедагогик...

Развитие активной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Среди обучающихся 3 в класса очень распространены  нарушения фразовой речи. Проявляются  они в том, что ребята не понимают в достаточной степени речевые конструкции и не используют их в речи...

Методы и приёмы по коррекции письменной речи обучающихся начальной школы.

Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения ...

Статья. Коррекция дисграфии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В данной статье изложены наблюдения проявлений дисграфии у детей с интеллектуальными нарушениями, описаны причины ее возникновения, приведены примеры состояния стойких специфических ошибок письма при ...