Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся 1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Патрикеева Евгения Николаевна

Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся  1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного логопедического занятия для учащихся  1 класса с Тема: «Звук [O], буква О».

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • Подготовить  к  усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений;
  • развивать пространственное представление;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • упражнять в определении места звука в слове;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • тренировать артикуляционный аппарат;
  • развивать зрительное внимания, память, воображение.
  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать графомоторные навыки;

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • учить точно произносить звук О;
  • закрепить характеристику звука О;
  • познакомить с графическим изображением звука О;
  • пополнять и активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
  • самостоятельность; любознательность;
  • формировать активность, навыки сотрудничества, культуру общения;
  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;

Ход занятия

I. Организационный момент:

– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?

– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук [А].

Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

-Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку, и очень обрадовались: О!

- Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].

(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы).

II. Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

– Давайте вспомним правило красивой речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

А для этого выполним зарядку для язычка.

  • Язычок гулять собрался;
  • Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
  • Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
  • Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
  • Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
  • Потом выбежал во двор,
  • Перелез через забор, (движение языка через зубы)
  • На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка»)

Дидактическое упражнение «Перед-после»

– Назовите, какое сейчас время года?

– Какое время года будет после осени?

– Какое время года было перед осенью?

– Какое время года будет после зимы?

III. Основная часть 

  Знакомство со звуком О.

– Давайте позовём осень.

– С какого звука начинается слово осень?

Послушайте слова и догадайтесь, о какой букве сегодня пойдет речь.

Ослик, Остров, Облако, Осы

Конечно же, это буква О. Сегодня на занятии  мы поговорим о звуке и букве О.

 Характеристика звука [О]

– Возьмите зеркала и произнесите звук [О].

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук  [О]? (демонстрация символа звука). Изолированное произношение звук( о) Хором, индивидуально, с подключением орального, тактильно – вибрационного и акустического контроля

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

 Задание «Поймай звук [О]»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.

Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ОМ – О,М/ ОТ – О,Т/ МО – М,О/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О

 Логопед:- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ О,М – ОМ/ К,О – КО/ П,О – ПО/ Т,О –ТО/М,О – МО

 Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.

Задание «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале, в конце или в середине слова. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Окунь – звук [о] слышен в начале слова 

Морж – звук [о] слышен в середине слова.

Колобок – звук [о] слышен в середине слова.

Зонтик – звук [о]  слышен в середине слова

Молоко – звук [о] слышен в конце слова.

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Роза – звук [о] слышен в середине слова

Котик – звук [о] слышен в середине слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова

Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце. Но чаще всего в слове бывает только один звук [о].

Пальчиковая гимнастика.

-Как вы думаете, почему ослик сказал:

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите.

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

 О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из пуговиц, из пальчиков, обвести пальчиком в воздухе. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточкам и или придумать из неё забавный рисунок.

Прочитайте буквы О и определите, какие эмоции можно выразить с её помощью:

Рассмотрите письменные буквы Оо. Сравните их с печатными (рис.)

hello_html_40486842.jpg

Отличаются печатные и письменные буквы формой.  

Печатные буквы круглые:

А вот письменная буква имеет форму овала:

Печатная буква – это кружок, а письменная – овал.

Попробуйте написать букву в тетради сами, без ошибок. Помните о правильном положении тетради. Её надо положить наклонно так, чтобы нижний угол был направлен к середине груди. Держите правильно ручку.

Потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы в тетради.

Пальчиковая гимнастика «Ладошка – это солнышко».

Ладошка – это солнышко, (водить указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А пальчики – лучи.             ( от конца каждого пальца к основанию)

Поёт о солнце скворушка, (из пальцев сделать «клювики»),

О нём кричат грачи. (открывать и закрывать их).

IV. Итог занятия

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

-Какой это звук: гласный или согласный?

V. Рефлексия.

– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

– А кому все легко и быстро удавалось?

– Вы сегодня очень хорошо занимались. МОЛОДЦЫ! Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по чтению в 1 классе по теме "Звук и буква Цц"

Данный урок можно проводить с учащимися с нарушениями интеллекта в 1 классе....

Конспект группового логопедического занятия в 6 классе на тему: «Слова, обозначающие признак предмета – имена прилагательные. Антонимы».

Цель: учить находить, подбирать и использовать в речи антонимы.Задачи:Учебные - закрепление понятия антонимы, развитие умения подбирать антонимы, выделять их из предложений.Коррекционные – разви...

Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему: «Звуки и буквы ш-ж».

Цель:         -Совершенствовать  навык дифференциации звуков и букв Ш,Ж...

Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме Дифференциация звуков [Т-Д]. Наш огород в деревне Простоквашино.

Цель: совершенствование  навыка  дифференциации звуков [Т-Д], уточнение  и закрепление  словаря  по теме «Овощи».Задачи:Коррекционно-образовательные:-  Закреп...