Конспект открытого логопедического занятия «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Пшеничникова Елена Евгеньевна

Цель: закрепление  темы: «Парные звонкие и глухие согласные».
 

Задачи:
 

Образовательные:

1. Развивать умение дифференцировать на слух и на письме парные звонкие и глухие согласные.

2.Закреплять умение находить проверочные слова посредством словоизменения.

3. Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами.
4.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

Коррекционные: 
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.

Воспитательные:
1. Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе выполнения задания.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvonkih_i_gluhih_soglasnyh.docx50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия по теме

«Дифференциация парных звонких и глухих согласных»

Цель: закрепление  темы: «Парные звонкие и глухие согласные».

Задачи:

Образовательные: 

1. Развивать умение дифференцировать на слух и на письме парные звонкие и глухие согласные.

2.Закреплять умение находить проверочные слова посредством словоизменения.

3. Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами.
4.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Коррекционные: 
1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие голоса.
4. Развитие общей моторики.
Воспитательные:
1. Формировать умение осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе выполнения задания.
2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему миру звуков.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши, мячик, карточки с заданиями, «аэроболы», наглядные пособия, презентация.

Ход занятия.

Организационный момент. (слайд 1)
Логопед- Здравствуйте ребята! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и начнем наше занятие. Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех.
- Чтобы наша речь была чёткой и красивой мы должны запомнить очень важное правило:
           Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
          Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
                    (Все вместе повторяем правило вслух) (слайд 2)

Объявление темы занятия. Целеполагание.

Логопед: - Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки бывают в русском языке?

Дети: - Гласные и согласные.

Логопед: - Давайте вспомним, какие звуки называются согласными?

Дети: - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.

Логопед:  - Какие бывают согласные звуки?

Дети: - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Логопед:  - Какой согласный звук называется звонким?

Дети: - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.

Логопед:   - Какой согласный звук называется глухим?

Дети: - Согласный звук, который произноситься без голоса называется глухим.

Логопед:  - Как можно определить, звонкий или глухой согласный звук?

Дети: - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

- Можно произнести звук, закрыв уши руками. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – звук глухой.

Логопед:  - Вспомните, пожалуйста, сколько существует пар парных звонких и глухих согласных?

Дети: - Существует шесть пар парных звонких и глухих согласных.

Логопед:  - Давайте назовём их.

Дети: - Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.

Логопед: - В парах согласные межу собой одинаковы по артикуляции, но разные по звукопроизношению.(например, при произношении парных [ж] и [ш] губы и язык расположены одинаково, но звукопроизношение у них разное: [ж] - со звуком, [ш] - без звука).

- Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении парных звонких и глухих согласных звуков. За правильно выполненные задания я вам буду давать буквы, из которых в конце занятия мы составим слово. А какое я вам пока не скажу.

Логопед

Чтоб меньше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало заглушить.

Логопед: - Тема занятия: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных» (слайд 9)

Дифференциация звуков по звонкости - глухости.

1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.

Логопед:  - Я буду произносить звук, а вы поднимаете колокольчик, если звук звонкий или наушники, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков) Каждый звук проверяем, закрывая уши руками и, произнося их.

        З Б Ж К Д Ш В Г Т Ф С П

Логопед:   - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные звуки. Это вам поможет справиться со следующим заданием. Откройте тетради и запишите число.

Карточка с заданием 1. Из данного ряда  букв выпиши буквы парных согласных. (работа в тетради)

Р, б, г, д, ж, ч, к, л, п, т, ц, в, ф, а, ш, з, й, с.

Карточка с заданием 2. Соедини буквы парных согласных. (на карточке и доске)

З                   К              
Б                  Ф
Д                  С
Г                  Ш
В                  Т
Ж                 П

Дыхательная гимнастика. «Аэробол».

Логопед:  - Не забываем правило правильного дыхания: плечи опущены, вдох через нос, выдох через рот, щёки не надуваем.

2. Различение звонких и глухих согласных в слогах. Игра «Наоборот»  (слайд 10)

  (Педагог бросает мяч и называет слоги со звонкими согласными, а ученик, возвращая мяч, называет слог с глухим согласным звуком и наоборот).

Па (ба), зу (су), жи (ши), ви (фи), га (ка), до (то), за (са), ду (ту).

Логопед:   - Молодцы, справились и с этим заданием.

3. Различение звонких и глухих согласных в словах.

Логопед:   - А сейчас вспомним правило.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй!

Логопед: - Ребята, какими способами можно сделать проверку?

Дети: - Поставить слово во множественное число.

             - Перед словом поставить «нет».

Карточка с  заданием 3. Вставь пропущенные буквы, подбери  проверочные слова. Запиши всё в тетрадь. Подчеркни парные согласные в словах. ( в тетради и на доске)

Зу…, автобу…, но…, пиро…, жира…, уло…, гара…, шала…, индю…, укро…, хвос…, огоро… .

Логопед: - Задание выполнили. Молодцы. А теперь передохнём.

III. Физкультминутка. Танец – игра с ускорением « Мы пойдём налево».

Логопед: - Ребята, какими способами можно сделать проверку?

 Дети: - Поставить слово во множественное число.

             - Перед словом поставить слово «нет».

Послушайте загадки и отгадайте их. Найдите  в словах – отгадках согласные звуки, которые нужно проверять. К  словам – отгадкам подберите проверочные слова. (устно)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Он в лесу без сумки ходит

Яблоки, грибы находит

На спине иголки. Кто это у елки?   (Ёж)

В пустыне живёт,
Подолгу не пьёт,
С жарой легко справляется,
Колючками питается.

Зверь я горбатый,

Но нравлюсь ребятам.   (Верблюд)

Круглый, круглый,
Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.       (Арбуз)

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы.     (Гриб)

4. Работа со словосочетаниями.  (у доски)

Карточка с заданием 4. Вставьте пропущенные буквы. Словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Запишите их на доске. (на карточке и доске)

пиро….                   надежный

сне…                       спелый

дру…                      вкусный

арбу…                    белый

5. Работа с предложениями. (в тетради)

Карточка с заданием 5. Работа с деформированными предложениями. Составь слова в предложении в правильном порядке. Найди слова с парными согласными. Подбери проверочные слова.

Подчеркни буквы, которые нужно проверять.

воз. Лошадка везёт сена

билет Папа на поезд. купил

Карточка с заданием 6.Найди слово.

Логопед:  - Ну и напоследок,  зачеркните в ряду буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки и запишите полученное слово на доске.

Мтшпккосффслсотткдпкссшцфы! (Молодцы!)

Логопед: - Вы молодцы! Со всеми заданиями справились.

IV. Рефлексия.

Логопед:  - Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.

 - Что нового вы узнали из нашего занятия?

 - Что было трудно?

 - Что понравилось больше всего?

- Чем отличаются в произношении звонкие и глухие согласные?

-  Как проверить, звонкий или глухой перед нами звук?

- Оцените, пожалуйста, свою работу на занятии.

- Спасибо всем.

 

Отгадай слова, зашифрованные в ребусах,  и запиши их на доске. Подчеркни  согласные буквы, которые нужно проверить.  

 https://documents.infourok.ru/e9ebbdfa-4b4e-409c-bc22-c165d5e9a7f5/0/image053.jpghttp://ms.znate.ru/tw_files2/urls_16/14/d-13717/7z-docs/1_html_m79eb5775.jpg

http://detsky-mir.com/uploads/images/5/9/e/c/2/46f53dab18.jpg         Ребусы в картинках с ответами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные", 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"

Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные" 1 класс...

Открытый урок по теме: « Парные звонкие и глухие согласные.» (закрепление.)

ТЕМА: Парные звонкие и глухие согласные. Закрепление.ЦЕЛИ: - формирование умения обосновывать написание парных согласных на конце слова путем подбора проверочного слова;- развитие умения различать пар...

Конспект урок по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные звуки».Урок в 1 классе....

Логопедическое занятие "ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА "

Логопедическое занятие для обучающихся 3 класс, ЗПР, , имеющих трудности в овладении письмом, обусловленные несформированностью фонематической стороны речи, языкового анализа и синтеза ФФНР...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 4 класса по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков»

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи. Задачи:1.     Коррекционно-развивающие:...

Конспект логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии с учащимися 2 класса на тему: Парные звонкие и глухие согласные.

Тема логопедического занятия: Парные звонкие и глухие согласные.Цель: совершенствование дифференциации парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи....