Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: суффиксы»
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Оганесян Сирануш Геворковна
Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей, заготовка - овал лица (по количеству детей). 
Цель: закрепить знания детей о суффиксе: его роли в словообразовании, тренировка в умении выделять суффикс в слове.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_suffixy.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в 4 классе по теме:

«Состав слова: суффиксы»

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей, заготовка - овал лица (по количеству детей).

Цель: закрепить знания детей о суффиксе: его роли в словообразовании, тренировка в умении выделять суффикс в слове.

          1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка», «Трубочка», «Маляр», «Лошадка», «Чашечка».

Удерживать язык в  каждом из положений до 10 сек.

2. Объявление темы занятия

Дети читают слова, записанные на доске: ком, комок, комочек; садик, садочек; лесок, лесочек. Выделяют корень. Называют часть слова, стоящую после корня. Логопед спрашивает с помощью чего образованы эти слова.

Логопед сообщает детям тему занятия, напоминает, что такое суффикс.

3. Логопед обращает внимание детей на смысловое значение суффиксов.

  • Читает отрывок:

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.  (Н.  Сладкое.)

Как изменится текст, если из подчеркнутых слов убрать суффиксы?

  • Какое из слов является «лишним»:

избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца?

  • Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значение величины:

лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучище, мост?

Дети перечисляют известные им суффиксы, логопед записывает их на доске.

4.  Используя суффиксы, образовать от данных существительных   слова   со  значением  очень  маленький  и  очень   большой.

Например: человек — человечек человечище.

 Кулак — ... — ....  

нос — ... -— ,,.,  

голос — ... — ,..,  

нога— ... — ...,

рука— ... — ...,

сапог— ... — ...,

глаза—... — ...,

волосы — ... — ....

плечи — ..., — ...,

усы — ..., — ...,

клюв — ..., — ...,

хвост — ...-— ....

5. Устно. Составить словосочетания из слов:

оглянулся, огляделся (кругом, назад); раскинул, раскидал (иёрушки, руки); непонятная, непонятливая (ученица, задача); волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра).

6. Списать стихотворение. Вставить пропущенные суффиксы. Обозначить их.

                    В свежем возжухе сверкает

                   Первый чист…ий снеж… .

                   И румянит детям щёки

                   Лёгкий зимний холод… .

7. Динамическая пауза «Моё лицо»

Логопед читает загадки. Дети молча рисуют отгадки в овале лица.                                    

Есть у каждого лица два красивых озерца.                                        (глаза)

Между ними есть гора.                                                                         (нос)

Назови их, детвора.

Вот гора. А у горы 2 глубоких хода. В них всё время воздух ходит,                                                      

То заходит, то выходит.

Два соболя лежат хвостами друг к другу.                                            (брови)                                                      

Красные двери в пещере моей. Белые звери прячутся в ней.            (зубы)

Всю пищу – добычу мою, я с радостью этим зверям отдаю.                

8. Игра «Назови ласково»

Изменить имена (например: Валя- Валечка, Валенька, Валюша).

Зина, Рая, Нина, Света, Марина, Галя, Таня, Серёжа и др.

9. Подведение итогов занятия.

Каждый ученик, уходя, придумывает слово, образованное с помощью суффикса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»

Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Состав слова".

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект группового логопедического занятия для обучающихся 3 класса, имеющих нарушение чтения и письма по теме "Состав слова". Предложенные зада...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению»

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка на тему : «Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению&raqu...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: приставка»

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей.Цель: закрепить знания детей о приставке: её смыслоразличительной роли, тренировка в умении выделять приставку в слове....

План-конспект подгруппового логопедического занятия на тему: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах. (1 класс).

Тема: Автоматизация звука [с] в односложных и двусложных словах.  (1 класс). Цель: закрепление правильного произношения звука [с] в словах.Задачи:Коррекционно-образовательные: закрепить...