Программа логопедического курса внеурочной деятельности "Час чистописания"
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Блинова Ирина Павловна

Основоположник советской педагогики К.Д.Ушинский считал, что «всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Великий педагог, ставя красоту письма в одну линию со смысловой и орфографической его сторонами, тем самым утверждал, что чистописание в немалой степени содействуют правильному обучению ребенка.

 Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, которая включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет могут быть слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_chistopisaniya.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской Области «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

п. Тулинский

ПРИНЯТА                                                                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                            Приказ №__ от __ августа 201_г.

Протокол № _от __августа 201_ г.                                 Директор школы______А.Ф.Головач

 

Коррекционно-развивающая программа

«Час чистописания»

1 класс


Оглавление

Пояснительная записка

Планируемые результаты

Содержание программы

Тематическое планирование


Пояснительная записка

Основоположник советской педагогики К.Д.Ушинский считал, что «всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Великий педагог, ставя красоту письма в одну линию со смысловой и орфографической его сторонами, тем самым утверждал, что чистописание в немалой степени содействуют правильному обучению ребенка.

 Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, которая включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет могут быть слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Данная программа имеет три направления:

  1. развитие ручной умелости
  2. развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку)
  3. Развитие графического умения.

Цель - привить учащимся навыки письма всех строчных, прописных букв с усвоением правильного строения и способа их начертания.

Задачи:

  1. Развивать  координированные движения мелких мышц руки.
  2. Отрабатывать начальные графические навыки.
  3. Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
  4. Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
  5. Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
  6. Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
  7. Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.


Планируемые результаты

Личностные: сознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные: правильно держать ручку при письме; ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки; фиксировать границу и величину элементов; знать и уметь выполнять разные виды штриховки; при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков; уметь по фрагментам продолжить узор.


Содержание программы

Название раздела

Кол-во часов

1

Первые линии

2

Контур

3

Штриховка

4

Линии в тетради

11ч

5

Элементы букв

10ч

6

Итог

Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы “Час чистописания”

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

Первые линии

Цветные спирали

1

Проводить ровные линии; развивать зрительно - моторную координацию; прорисовывать невидимую линию до цели; проходить сложный лабиринт; проходить лабиринт на слух; рисовать ровные фигуры по типу “одна в другой” и т.д.

Лабиринт

1

Уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры

1

Контур

Контур по тонкой линии

1

Обводить изображения по бледному контуру; обводить изображения по пунктирным линиям; создавать изображения путем соединения точек по номерам и т.д.

Контур по точкам

1

Контур по цифрам

1

Штриховка

Виды штриховок

1

Узнать виды штриховок (основные, дополнительные, сложные виды); проводить параллельные линии в заданном направлении; штриховать контуры изображений в различных видах штриховки; формировать зрительно-моторную координацию; анализировать графический состав линии и т.д.

Горизонтальная штриховка

1

Вертикальная штриховка

1

Диагональная штриховка

1

Крестовая штриховка

1

Волнообразная штриховка

1

Линии в тетради

11ч

Прямая наклонная линия

1

Познакомится с рабочей и вспомогательной строками в тетради; научиться держать правильно карандаш и ручку; познакомиться с названиями линий письма; проводить ровные и параллельные линии по образцу; делить линии на элементы; прописывать элементы по образцу и т.д.

Деление прямой наклонной линии на две - три части

1

Письмо наклонной линии от середины строки вверх и вниз

1

Наклонная линия с петелькой внизу и вверху

2

Наклонная линия с закруглением внизу и вверху

2

Написание второй наклонной линии вверх

1

Написание второй наклонной линии вниз

1

Письмо крючковой линии

1

Элементы букв

10ч

Сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э

1

Познакомиться с названиями элементов письма букв; дифференцировать элементы для заданной буквы; условно делить букву на элементы письма; прописывать красивые буквы по элементам; прописывать соединительные слоги и слова; совершенствовать свой навык письма и т.д.

Сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ

1

Сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т

1

Сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я

1

Сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё

1

Сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б

1

Сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж

1

Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч

1

Сравнительные характеристики элементов букв Н, К

1

Сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ

1

Литература

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. 2000 г.

Васина В.В. Занимательное азбуковедение. 2013г.

Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. 2002 г.

Илюхина В.А. Технология “Письмо с открытыми правилами”

Клементович Т.Ф. Я учусь писать красиво. 2007г.

Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. 2005 г.

Учимся писать. 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 1 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Пр...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 2 класса

Программа по курсу  внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 1 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен УМК (у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мастерская слова" для 2 класса

Курс внеурочной деятельности «Мастерская слова»  разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечен ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Игры народов мира" для 1 класса

Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса  составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Кружок «Подвижные игры » в ГПД (Спортивно – оздоровительное направление) Программа рассчитана на детей 6-10 лет

Данная программа служит для организации внеурочной деятельности младших школьников.Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для 1 «Б» класса составлена на основе Приказа Министерства Просвещения РФ от 24 ноября 2022г. № 1026 «об у...