Городской семинар "Детство равных возможностей"для специалистов ППк: опыт работы с неговорящими детьми
материал по логопедии

Копысова Нина Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Фантазия»

Выступление на семинаре для специалистов дошкольных образовательных организаций

«Детство равных возможностей»

на тему:

«Организация работы с неговорящими детьми»

Подготовила: учитель-логопед

Н.В. Копысова

г. Пыть-Ях

2023г.

Неговорящие дети – это дети с задержкой речевого развития, дети с тяжелыми нарушениями речи, имеющие 1 уровень речевого развития.

Основная цель работы с такими детьми - развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением пассивного и активного словаря на основе подражательной деятельности; формирование у ребенка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым.

3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.

5. Формирование мотивационно - побудительного уровня речевой деятельности

6. Формирование пассивного и активного словаря, обеспечивающего минимальное общение.

7. Формирование первоначальных навыков грамматического ( морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Стимуляция речевой активности начинается с формирования умения произносить звуки и звукокомплексы по подражанию.  

Необходимо помнить, что речь формируется по принципу условных рефлексов, т.е. для закрепления речевого звука, возгласа, звукосочетания, слова необходимо многократное повторение. Если в какой-то ситуации речевая реакция появилась, то эту ситуацию нужно повторять чаще для закрепления речевого проявления. Избегаем слов «скажи, повтори», которые могут вызывать негативизм.

Вызывать, стимулировать речь необходимо в игровых ситуациях, придерживаясь следующего алгоритма деятельности: сначала взрослый даёт речевой образец, стимулируя повторение, затем, если получилось, и ребёнок дал желаемую реакцию, отрабатываем сопряжённое проговаривание, после – закрепляем возможность произнести звук, звукоподражание, слово по речевой инструкции (просьбе) взрослого.Например, как Аня плачет? – Ааааа. Аня, не плачь! Аня опять плачет. Как она плачет? И т.д.

Последовательность появления звуков следующая: гласные (а, у), сонорные (носовыем, н),звонкие иглухие звуки (п-б, т-д). Дальнейшее развитие речевой активности идёт по путиот более лёгкого артикуляционного уклада к более трудному.

Стимулировать речевое подражаниеможно в виде эмоционально-аффективных восклицаний: Ах, Ох, Ай, Ой, Бах! (кубики упали, кукла упала – бух, машины столкнулись – бах, игра в прятки – ку-ку).

Закреплять возгласы помогает многократное проговаривание (драматизация) стихов. «У медведя дом большой! – Ой, ой, ой, ой! А у зайки–маленький! – Ай, ай, ай, ай!

Ох, ах, ох, ах, шла коза на каблуках.

Ох, ах, ох, ах, в ярких, модных сапогах.

Чок,чок, чок, чок.

Ой, сломался каблучок.

Вызывание речевых реакций в любой форме с помощью ритмических видов деятельности. Например, прыжки ребёнка сопровождаем возгласами: прыг-скок, прыг-скок; при катании на игрушечной лошадке или качелях: качи-кач, качи-кач и т.д.

Стимулировать речевую активность на материале звукоподражаний можно, используя фигурки животных, птиц и обыгрывая их в процессе игровых действий.

Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп:

- животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу;

- инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток), бом-бом (колокол), ду-ду (дудочка) и т.д.

- транспорт:ту-ту (поезд), чух-чух (поезд), би-би (машина) и т.д.

- шумы: кап-кап (дождь), топ-топ и т.д.

Вызывать речевое подражание можно при рассказывании хорошо знакомых сказок. Их нужно не читать, а рассказывать своими слова, эмоционально, добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Можно разыгрывать эти сказки с помощью фигурок настольного театра. Очень хороши  совместные сюжетные игры.

Педагогами и родителямнадо помнить, что на начальном этапе, когда нет речевого подражания, в процессе всех бытовых, режимных, учебных моментов используется особый речевой режим: «режим одностороннего диалога», затем – «режим диалога».

Правила реализации речевого режима:

  1. «Односторонний диалог»

 Взрослый не просто комментирует то, что происходит и называет предметы, а постоянно обращается к ребёнку с вопросом; если взрослый будет просто комментировать, то некоторые дети будут воспринимать это как фоновый шум, т.к. у многих недостаточно развито понимание речи;

  1. «Говорим только о том, что делаем»

 Говорить надо только о том, что происходит в данный момент, а не то, что происходит за окном, происходило вчера и т.д. Например, взрослый сообщает ребёнку о том, что они будут делать и задаёт вопрос, делает паузу, давая возможность ребёнку ответить, поощряя его к ответу и независимо от того, ответил ребёнок или нет, произносит правильный образец. Например, взрослый говорит: «Мы идём гулять. Куда мы идём? … (пауза) Гууляяять, идём гулять, гулять. Как мы пойдём гулять? … Топ-топ, топ-топ, идёёём гуляяяять». И далее, во время прогулки, взрослый 100 раз повторяет то же самое, и так ежедневно, до появления результата.

  1. «Даём речевой образец»

Когда ребёнок обращается с просьбой ко взрослому, используя жесты, возгласы или просто мычание, взрослый фоном произносит образец для ребёнка, не используя слов «скажи, повтори». Например, если ребёнок не использует слово «дай», взрослый в каждой ситуации просьбы повторяет слово «дай-дай», сопровождая его жестом. Если ребёнок говорит «дай» или «да» вместо дай, то взрослый продолжает утрированно и чётко фоном произносить это слово и добавляет другое простое слово: дай пить, дай ам-ам и т.д.

  1. «Альтернативные вопросы»

 Когда ребёнок обращается ко взрослому, тот обязательно задаёт вопрос «что тебе дать?», «что ты хочешь?». Полезно в этом случае задавать альтернативные вопросы: что ты будешь, молоко или хлеб. Напоминаем, что на этом этапе взрослый поощряет любое речевое проявление и не поправляет ребёнка, а только фоном чётко произносит правильный образец.

  1. «Говорим мало, чётко артикулируя, утрированно».

Когда появляются первые слова, работа продолжается над слоговой структурой по классификации А.К. Марковой. На этом этапе требования к звукопроизношению не предъявляются.

Работа по вызыванию звуков, звукокомплексов, звукоподражаний требует систематической работы, терпения и хорошего настроения, как у ребенка, так и у взрослого.

5 золотых правила работы с неговорящими детьми:

1. Говорите, глядя в глаза ребёнку.

2. Исключите слова «Скажи», «Повтори».

3. Будьте эмоциональны.

4. Многократно повторяйте новые звукоподражания и слова в разных игровых ситуациях.

5. Воздействуйте на все органы чувств (сенсорная стимуляция).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи логопедической работы с неговорящими детьми.

В данном материале указаны основные направления работы учителя-логопеда с безречевыми детьми....

Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

Краткое описание новых технологий, применяемых в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, неговорящими детьми....

Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

Данная презентация будет полезна логопедам, психологам, дефектолагам, родителям, которые живут рядом с ребенком "молчуном"....

Система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью.

В данной работе описана система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью....

Методика работы с неговорящими детьми

Данная методика предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов в работе над запуском речи у неговорящих детей, а также для родителей ребенка. Все задания предлагаются ребенку в игровой фо...

Статья: " Рекомендации к работе с неговорящими детьми"

Речь возникает при наличии определённых предпосылок.......