Задачи логопедической работы с неговорящими детьми.
статья по логопедии на тему

Яшкова Ирина Игоревна

В данном материале указаны основные направления работы учителя-логопеда с безречевыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_raboty_s_nerechevymi_detmi.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С БЕЗРЕЧЕВЫМИ ДЕТЬМИ.

В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами по которым передаётся информация. В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария.

Кого же можно назвать неговорящим, безречевым ребенком?

Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. На современном этапе развития специального образования актуальной является разработка образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих всестороннее развитие детей с нарушениями в развитии.

Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона; формирование у ребёнка способности к созданию внутреннего плана, программы высказывания (по началу — примитивного).

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.

 Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.

 3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников и речевому подражанию — эхолалии.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков. 5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

 7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:

  • Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;
  • Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
  • Самостоятельной игровой деятельности;
  • Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
  • Особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;
  • Организованным семейным воспитанием детей.

Таким образом, вызвать речь у неговорящего ребенка можно только задействовав работу как всех анализаторных систем, так и целенаправленное воздействие родителей и специалистов.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду - М.:ТЦ «Сфера», 2003.- 88с. 2. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы// Особый ребёнок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. –М.: Центр лечебной педагогики,1999. –Вып.2 -44–52с.

 3. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка.- М.: Просвещение, 1987. 4.  Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис-пресс,2004.-48с.

5. Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.- М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.- 88с.

6.Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М, 1977

7.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2008.-128с.


8. А. В. Никитенко, Е. А. Фролова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 218-222.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

Краткое описание новых технологий, применяемых в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, неговорящими детьми....

Инновационные технологии в работе с неговорящими детьми

Данная презентация будет полезна логопедам, психологам, дефектолагам, родителям, которые живут рядом с ребенком "молчуном"....

Система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью.

В данной работе описана система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью....

Методика работы с неговорящими детьми

Данная методика предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов в работе над запуском речи у неговорящих детей, а также для родителей ребенка. Все задания предлагаются ребенку в игровой фо...

Статья: " Рекомендации к работе с неговорящими детьми"

Речь возникает при наличии определённых предпосылок.......