Задачи логопедической работы с детьми с ОНР при разных уровнях речевого развития
учебно-методический материал по логопедии

Кругова Ольга Дмитриевна

В документе представлены задачи по логопедической работе с детьми с ОНР 4х уровней речевого развития. Задачи оформлены в виде развернутой таблицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи логопедической работы с детьми с ОНР

при разных уровнях речевого развития

Уровень речевого развития

Задачи логопедической работы

1 уровень

Основная работа на этом этапе заключается в формировании активного и пассивного словаря, речевой активности детей.

Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппами в форме игры с привлечением любимых кукольных персонажей. Содержание каждого занятия включает несколько направлений работы:

• развитие понимания речи;

• развитие активной подражательной речевой деятельности;

• развитие внимания, памяти, мышления детей.

Две основные задачи (Левина):
- развитие конкретных представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях, с которыми ребенок постоянно сталкивается в быту.
- развитие понимания тех слов и выражений, которые отражают знакомую детям действительность, их деятельность в семье.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

• называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

• обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные со стояния (холодно, тепло, больно и т. д.); • выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

• отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

2 уровень

Основная работа на этом этапе речевого развития заключается в формировании фразы и включение ее в связную речь.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:

• развитие понимания речи;

• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

• развитие произносительной стороны речи;

• развитие самостоятельной фразовой речи.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

• узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

• сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

• понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и вини тельного падежей, некоторых простых предлогов;

• фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);

• воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;

  • правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
  • общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.);
  • называть свое имя, фамилию, своих друзей, имя и отчество логопеда;
  • уметь обращаться с просьбой, используя слова спасибо, пожалуйста;
  • называть знакомые предметы  в ед.  и мн.числе, глаголы в ед. и мн.числе, прошедшем и настоящем времени;
  • называть характерные признаки предметов по цвету, форме, величине, назначению, вкусу, температуре;

характеризовать действие, используя наречия.

3 уровень

На этом этапе обучения в качестве основной задачи  можно выдвинуть развитие связной речи на основе расширения словаря, практического овладения формами словоизменения и способами словообразования, различными типами словосочетаний и предложений. Идет  подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

• владеть элементарными навыками пересказа;

• владеть навыками диалогической речи;

• владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;

• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

• владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.

4 уровень

Целью работы в подготовительной группе является комплексная подготовка детей к обучению в школе. В связи с этим логопедическая работа направлена на решение задач, связанных с дальнейшим развитием и совершенствованием фонетического, лексикограмматического строя языка, связной речи, а также подготовкой детей к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В процессе логопедической работы особое внимание уделяется развитию у детей:

• способности к сосредоточению;

• умения войти в общий ритм и темп работы и удерживанию его в течение занятия;

• умения следовать единому замыслу работы в процессе как индивидуальных, так и совместных усилий;

• умения реализации замысла работы, доведения начатой деятельности до предполагаемого результата;

• возможности использования помощи партнера по работе.

В итоге логопедической работы речь детей должна соответствовать языковым нормам по всем параметрам. Дети должны уметь:

• свободно составлять рассказы, пересказы;

• владеть навыками творческого рассказывания;

• адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т. д.;

• понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;

• понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов;

• овладеть навыками словообразования разных частей речи, переносить эти навыки на другой лексический материал;

• оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка;

• овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи.

Помимо этого, у детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению:

• фонематическое восприятие,

• первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,

• графо-моторные навыки,

• элементарные навыки письма и чтения (печатания букв а, о, у, ы, у б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Задачи логопедической работы с неговорящими детьми.

В данном материале указаны основные направления работы учителя-логопеда с безречевыми детьми....

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...

Логопедия. Оптическая дисграфия. Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии

Логопедическая работа занимает особое место в системе обучения рус­скому языку, поскольку у многих учащихся наблюдается отставание в рече­вом развитии, а также стойкие фонетико-фонематические ...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития...