Конспект занятия по теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Прокофьева Елена Витальевна

Конспект подгруппового занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

первого (подготовительного) класса

Тема: Зима

Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима».

Содержание занятия

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент.
  1. Игра «Отгадай-ка»

- К нам в гости пришел снеговик и хочет загадать загадки. Послушайте загадки и отгадайте их.

- Солнце не греет. Часто идет снег. Какое это время года?

- Деревья стоят без листьев. Какое это время года?

- Вода замерзает. Какое это время года?

- На земле сугробы. Какое это время года?

- На дорогах лед и скользко. Какое время года?

- Часто бывают морозы. Люди надевают теплую одежду. Какое время года?

2. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

- «Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

- «Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

- «Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

- «Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

- «Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

- Для челюсти «Окошко»

«Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

- Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

- Упражнения для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

- «Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

- «Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

- «Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

- «Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

  1. Введение в тему. 

3. Игра «Белый цвет» (работа по картинкам)

- Загадка

Все бело, бело, бело,

Много снега намело.

Снег везде, в снегу дома.

Это к нам пришла зима.

Какой цвет нам принесла?

- Назовите предметы со словом «белый»

Белый снег             Белая снежинка

Белый сугроб          Белая шапка

Белый шарф            Белая шуба

Белый снеговик      Белые комки

Белые варежки        Белое ведро

  1. Игра «Подбери слово»

- Подобрать признаки к слову снег, зима.

Снег (какой?) белый, пушистый, блестящий, липкий.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, красивая.

  1. Игра «Назови ласково»

Снег – снежок

Зима – зимушка

Снежинка – снежиночка

Горка – горочка

Санки – саночки

Снеговик – снеговичок

Льдинка – льдиночка.

  1. Пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)   

Бабу снежную лепили,       («Лепят» комочек двумя руками)

Птичек крошками кормили, («Крошат» пальчиками)

С горки мы потом катались (Ведут указ. пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)   

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щеку)

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Летом небо светлое, а зимой …

Летом птиц много, а зимой …

Весной лед на реках тает, а зимой...

Летом жарко, а зимой …

грустный - веселый

День летом длинный, а зимой - короткий

Ветер зимой холодный, а летом – теплый

Снег бывает легкий, а бывает - тяжелый

Снежный ком бывает мягкий, а бывает – твердый.

  1. Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,    

Кати по снегу свой снежок.           

Он превратится в снежный ком,    

И станет ком снеговиком.              

Его улыбка так светла!                    

Два глаза,

шляпа,

нос, метла.    

Но солнце припечет слегка –    

Увы! – и нет снеговика.     

             

9. Дидактическая игра «Подбери слово»

- Что вы можете сказать о зиме, какая она?

- Назовите зимние месяцы.

- Как называется дерево, которое украшают на Новый год?

- Как называется явление, когда падает много снега?

- Назовите зимние развлечения. Что делают зимой?

10.Упражнение “Назови действие, закончи предложение”.

– Зимой метель что делает… (метет)

– Из снеговой тучи снежинки что делают…(падают, летят, кружатся)

– Мороз щеки и носы что делает…(щиплет)

- Птицы зимой перебрались по ближе к жилью человека, потому что …

11. Развитие мимических мышц

Злится старуха зима – сердитое лицо

Хочет заморозить маленького снегиря! – Злость

Но снегирю все нипочем! –удивление

Повесим для него и других птичек кормушки! –улыбка

А птички с радостью будут к нам прилетать –радость

III. Итог

- Что мы делали на занятии?

- С чем познакомились?

- Что узнали нового?

Поговорки и пословицы о зиме.

- Как вы понимаете смысл пословиц:

- Мороз не велик, да стоять не велит.

- Береги нос в большой мороз!

- В зимний холод всякий молод

- В феврале два друга – мороз да вьюга.

Отгадывают загадки.

Выполняют артикуляционно-дыхательные упражнения.

Громко – тихо произносят щщщщщщщщщщщщ.

Громко – тихо произносят сссссссссссссссс.

Громко – тихо произносят уууууууУУУУУУУУууууу.

Цокают широким язычком.

Громко – тихо произносят хххххххххххх.

Спокойно открывают и закрывают рот.

Надувают щеки.

Высовывают «острый» язык как можно дальше удерживают его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

Делают язык «чашечкой».

Открывают рот, опускают язык за нижние зубы, выгибают спинку языка «горочкой».

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка прогнута вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.

Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимают и опускают кончик языка.

Белый.

Подбирают признак к существительному.

Белый, пушистый, блестящий, липкий.

Холодная, морозная, снежная, красивая.

Образовывают существительные с уменьшительно- 
ласкательными суффиксами.

Выполняют пальчиковую гимнастику (имитационные движения).

Загибают пальчики по одному.

«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.  

«Лепят» комочек двумя руками.

«Крошат» пальчиками.

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.   

Отряхивают ладошки.

Движения воображаемой ложкой, руки под щеку.

Подбирают антонимы.

Тёмное

Мало

Затвердевает

Холодно

Выполняют движения согласованно с текстом.

Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза.

Прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают плечами.

Ответы детей.

Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, холодная…..

Декабрь, январь, февраль.

Ель.

Снегопад.

Катаются на санках, играют в снежки, лепят снеговика…

Подбирают глаголы.

Метёт

Падают, летят, кружатся …

Щиплет

Там их кормят, …

Ответы детей.

Объясняют смысл пословиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...