Антонимы
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Чернякова Юлия Николаевна

Закрепить навыки правильного распознования, подбора и употребления слов-антонимов в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия 1 класс.

Тема: «Антонимы»

Цель: закрепить навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;

-научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.

Коррекционно - развивающие:

-развивать навык умение определять лексическое значение слова;

-развивать речь учащихся;

-развивать умение работать с текстом;

-развивать мышление, внимание.

Коррекционно - воспитательные:

-создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём  

 вовлечения каждого в активную деятельность;

-воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;

-воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование: презентация к занятию, картинный материал, индивидуальные карточки для работы, карточки для рефлексии работы на занятии.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Надеюсь, что вы покажите хорошие знания и поведение. Давайте настроимся на работу.

  1. Актуализация знаний, введение в тему занятия.

- Тему нашего занятия Вы назовёте сами. Для этого нам необходимо сравнить два рисунка: ТИГРА и КОТЁНКА

-Давайте опишем их по размеру, по характеру, по силе, по месту жительства

Тигр большой, а котёнок маленький.

Тигр злой, а котёнок добрый.

Тигр сильный, а котёнок слабый.

Тигр дикий, а котенок домашний.

- Прочитайте хором пары. Что объединяет эти пары?

-  Какие это слова, близкие или противоположные по значению?  

- А как называются слова с противоположным значением узнаете, если определите  

5-ю букву в слове АСТРА 

4-ю букву в слове СОСНА

1-ю букву в слове ТЮЛЬПАН,

2-ю букву в слове РОЗА

4-ю букву в слове ПИОН 

3-ю букву в слове ИРИС

3-ю букву в слове РОМАШКА

5-ю букву в слове ЛАНДЫШ  

-Назовите тему занятия. Антонимы.

-Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи.

- Мы антонимы употребляем везде: на уроках математике (плюс-минус, больше-меньше, прибавить-отнять); на литературе (в сказках добро-зло, в пословицах «Ученье свет, а неученье-тьма), на уроках окружающего мира (живая-неживая природа), на физкультуре (старт-финиш).

- Употребление антонимов делает речь более яркой, выразительной.

  1. Работа по теме.

- Подберите антонимы к каждому слову (работа у доски, картинки)

стройный                   сутулый

молодой                     старый

сильный                     слабый

толстый                      худой

высокий                     низкий

  1. Зарядка для глаз.

«Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

«Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.

«Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

  1. Закрепление темы. Тренировочные упражнения.

- Сравните антонимы (слова-признаки), составив предложения.

по вкусу: перец и мёд,

по ширине: реку и ручей,

по цвету: уголь и мел,  

по весу: камень и пушинку,

по величине: орла и воробья,

по смелости: зайца и тигра.

- Игра «Плюс-минус».

Оценка правильности предложений (отметка «+» и «-»), чтение сначала правильных вариантов, а затем неправильных вариантов с исправлением.

+

Слон большой, а комар маленький.

-

Камень легкий, а пух тяжёлый.

+

Смех громкий, а шёпот тихий.

-

Редька сладкая, а груша горькая.

+

Работать тяжело, а отдыхать легко.

  1. Подведение итогов, рефлексия

-Что нового мы узнали о словах антонимах?

-Для чего они нужны?

-Занятие наше закончилось, вы молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2 февраля

Слайд 2

Тигр Котёнок БОЛЬШОЙ МАЛЕНЬКИЙ ЗЛОЙ ДОБРЫЙ СИЛЬНЫЙ СЛАБЫЙ ДИКИЙ ДОМАШНИЙ

Слайд 3

5-я буква в слове «АСТРА» 4-я буква в слове «СОСНА», 1-я буква в слове «ТЮЛЬПАН» 2-я буква в слове «РОЗА» 4-я буква в слове «ПИОН» 3-я буква в слове «ИРИС» 3-я буква в слове «РОМАШКА» 5-я буква в слове «ЛАНДЫШ» А Н T О Н И М Ы

Слайд 4

Тема занятия: АНТОНИМЫ

Слайд 5

Сравните по вкусу г орький перец с ладкий мёд

Слайд 6

п о ширине ш ирокая река у зкая речка

Слайд 7

по цвету ч ёрный уголь б елый мел

Слайд 8

по весу т яжёлый камень лёгкий пух

Слайд 9

п о величине б ольшой орёл м аленький воробей

Слайд 10

по смелости с мелый тигр т русливый заяц

Слайд 11

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Антонимы" Урок русского языка во 2 классе УМК Начальная школа XXI века

Урок получения новых знаний с мультимедийной презентацией....

Урок "Синонимы и антонимы".

Расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений....

Система упражнений по работе с антонимами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова...