Урок русского языка во 2 классе "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе по теме:   "Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"  по системе Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx34.69 КБ

Предварительный просмотр:

ОУ

МБОУ СОШ №20 п. Зеленый

Учитель

Шакун Елена Юрьевна

УМК

Система Л.В. Занкова

Класс

2 «Б»

Урок

Русский язык

Тема

"Синонимы. Слова противоположные по смыслу – антонимы. Определение слов антонимов"

Цель

Задачи

УУД

формирование понятия «антонимы»

  • положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;
  • в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи;
  • способствовать  развитию    интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания вербального, наглядно-образного мышления;    
  • развивать устную речь;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;  

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Планируемый результат

Знать:

- названия слов с противоположным значением - антонимов;

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы слов: синонимов и антонимов;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.

Основные понятия

Антонимы, синонимы

Метапредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Учебник часть 2 Русский язык . Н.В. Нечаева

А.С. Гаврилова,  Словарь синонимов и антонимов, Москва, ООО «Издательство «Аделант», 2014, интерактивная доска

Формы  работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Этапы  урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний  

Орфографическая работа  

 

Прозвенел для нас звонок, начинаем мы урок.

Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

  1. - В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно.

Я сегодня хочу вам пожелать получить новые знания , вспомнить и применить все то что вы уже знаете и умеете.

(Проверка д/з), раздача тетрадей.

Запись числа, классной работы.

Минутка чистописания:

Зллз  з//з

За..ц    з..лёный    (за)домом   ..зык  (за)писали

Уч.ники второго кла…а решали трудную з..дачу.

(Кто Какого  что   что делали  какую  что)

- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?

-Какие слова называются синонимами?

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.

- Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.

- Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.

( Правило о синонимах на доску.)

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- На прошлом уроке мы изучали синонимы.

Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.

- Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога - путь, метель – вьюга.

- Красный – алый, волшебный – чудесный

- Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

3.Cамоопределение к деятельности

Учитель:  - Помогите мне рассказать сказку.

Жили – были два брата – Младший и Старший. Младший был большим спорщиком. Никогда не соглашался со Старшим братом, все всегда повторял наоборот. Скажет Старший:

-На улице тепло!

А Младший ему: - Холодно!

Старший говорит: -Весёлый мультфильм!

А Младший в ответ:…..

Старший скажет: -Глубокая речка., а Младший…

Но однажды Младший не захотел спорить со Старшим, потому что он сказал  - Умный  у меня братец.-Что должен был сказать младший? (Глупый)

Слушают сказку помогают досказать слова.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

  1. Постановка темы и целей урока

Какова же тема нашего урока?

Как вы думаете, чему  мы будем учиться на уроке?

Какие знания  и умения нам пригодятся?

Слова с противоположным значением.

Узнавать, как называются эти слова.

Где встречаются слова?

Зачем они нужны?

На какие вопросы отвечают?

Какой частью речи являются?

  1. Открытие детьми нового знания

Чтение правила в учебнике на с. 66

Выкладываем на доске.

Дети пробуют сами сформулировать правило, а затем мы его читаем в учебнике.

Дети читают правило в учебнике

  1. Изучение нового
  1. Исследование

- На какой вопрос отвечают в паре?

- Какой частью  речи являются в паре?

1. Работа в парах.  

Задание : определить на какой вопрос отвечают, какой частью речи являются.

Вывод:

Отвечают на один и тот  же вопрос, являются одной частью речи.

 

   

Дети работают в парах, записывают слова парами, ставят вопрос, определяют часть речи.

1 ряд – слова

Маленький –

Мокрый –

           Громкий –

2 ряд – слова

Друг –

Добро –

           Правда –

3 ряд – слова

Хвалить –

Смеяться –

           Строить –

Физминутка

А сейчас все дружно встали,
Отдохнём как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись.

Руки вверх, руки в бок

И на месте скок да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы вы ребятишки!
Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте.

3. Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?»

Чтение текстов.

- Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
- Зачем же нужны антонимы?

- Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.

Вывод:

делают нашу речь более яркой и выразительной.

Дети читают тексты

Скудная, неинтересная.

Они делают нашу речь богаче, красивее.

  1. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы

Работа в группах

4. Исследование «Где встречаются антонимы?»

Работа в группах

- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами?

Задание для первой группы: Найти слова – антонимы, с которыми мы встречаемся на уроках литературного чтения, записать их.

 Задание для второй группы: Найти слова – антонимы, с которыми мы встречаемся на уроках математики и русского языка. Найдите антонимы, которые встречаются  на уроках окружающего мира.

 

Задание для третьей группы: Найти слова – антонимы, с которыми мы встречаемся на уроках окружающего мира и  физкультуры.

 

 

1 группа

•Сказка «Мороз Иванович»  

Рукодельница -

•Сказка «Красавица  и ---».

•В пословицах:

Ученье – свет – а неученье - __

Не бойся врага умного, а бойся врага - _

Ласточка день начинает, а соловей -

•В загадках:

           Загадка - __________________

Зимой и ______________  одним цветом.

Днем спит, а ________________ 

2 группа

Математика:

•Сложение  « +»  - ____

•Умножение «  »- _______

•Знак больше >  ____

Русский язык

•Начало предложения - ____предложения.

•Твёрдый знак Ъ - __знак ___.

•Глухие согласные - ___ согласные.

             •Гласные ударные – гласные __________

3 группа

Окружающий мир:

•Живая природа - _______природа.

•Дикие животные - _____ животные.

•Восход солнца - _______ солнца.

•        Смена дня и _____________ .

•        Север - ___________.

Физкультура:

•        Наклоны вправо – наклоны ____.

•        Руки вверх – руки ________.

•        Старт - ____________________.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера –контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Работа со словарем антонимов.

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения?  (спросить у

взрослых, посмотреть в словаре)

- Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре?

Сможете воспользоваться его подсказками?

 Знакомство со словарем антонимов.

6. Самостоятельная работа

7. Рефлексия[a]

 

Упражнение 331  в учебнике

-Продолжите предложение

Я узнал………….

Я научился………..

-Сейчас я проверю, чему вы научились.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко)

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь …(близко)

ТЕСТ

Выбери в скобках антоним и подчеркни его.

Зима – ( холод, весна, снег, лето).

Тихо – (темно, дети, громко)

Конец – ( обрыв, начало, всё)

Глубокий – ( бездонный, мелкий)

Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.

 Выполнение теста.

8. Домашнее задание

Подготовить лист с антонимами для общего альбома.

[a]Оставлен комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

План-конспект урока русского языка в 1 классе по теме: «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова»

Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс)...

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»

Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"

Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные ...

Конспект урока русского языка "Прилагательные близкие и противоположные по смыслу" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном числе и во множественном числе.Планируемые  результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное, ка...