Мнемотехника в детском саду
презентация к уроку по логопедии

Юлия Владимировна Черепанова

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_v_detskom_sadu.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мнемотехника в детском саду.

Слайд 2

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития детей. Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений. К. Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в образовательной деятельности по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Слайд 3

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам? Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность . Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Слайд 4

Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из трёх - четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы . Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Слайд 5

Мнемоквадрат М немодорожка М немотаблица

Слайд 6

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности. Примеры мнемотехники: 1. Приведу широко известную мнемоническую фразу или слова. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задаю- щая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". 2. Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола .

Слайд 7

Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы . Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов: Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы . Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Слайд 8

Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблице? Про кого эта сказка?». Что является опорным в таблице? Опорным в таблице является изображения главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев .

Слайд 9

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо делать цветные , так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая, солнышко — желтое и красное (теплое) и другие образы . Что можно изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить т ак , чтобы нарисованное было понятно детям. Все техники мнемоники для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Сначала дети учатся узнавать и запоминать информацию при помощи готовых таблиц.

Слайд 10

Со временем, когда нужно выучить стихотворение или рассказать сказку, они сами начинают создавать простые мнемодорожки . Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание. Единственное предостережение — не следует перегружать малышей наплывом новой информации, не нужно заставлять запомнить как можно больше. С помощью мнемотаблиц можно: - Мишка, мишка! Что с тобой? Почему ты спишь зимой? - Потому, что снег и лёд - Не малина и не мёд! Разучивать стихотворения

Слайд 11

Загадывать и отгадывать загадки: Сидит дед в шубу одет, Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Пересказывать, составлять рассказы, описывать предметы:

Слайд 12

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: • развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; • перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; •помогает дошкольнику строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст или стихотворение Развивает графические навыки. Таким образом, решая проблемы речевого развития дошкольников я рекомендовала бы использовать методику мнемотехники.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подарок детскому саду от выпускников.

Как оставить что-то необычное, оригинальное и памятное о выпускной группе детскому саду ? Подробности в этом материале. ...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА

Рекомендации для родителей в которых описывается:-В каком возрасте ребенок лучше привыкает к детскому саду.-Как можно подготовить ребенка к дошкольному учреждению....

Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада

Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...

Выступление в детском саду перед родителями "Преемственность детского сада и школы"

Выступление содержит рекомендации, как готовмть ребенка к школе...

Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...

План совместной работы детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Прогимназия № 63»

МесяцРабота с детьмиВзаимодействие с родителямиВзаимодействие с педагогами Сентябрь - Встреча школьного отряда ЮИД  «Дошколенок, будь осторожен!». - Участие в акции «В...