Анализ системы PECS
статья по логопедии

Марченко Анна Владимировна

Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но и создание некой общности,      определенного уровня взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи. Таким образом не всякое слово, жест или взгляд представляет собой коммуникативное действие. Выделяют также функциональную коммуникацию – тот ее вид, который направлен на удовлетворение своих основных потребностей, в том числе и физических.

Особенно часто термин «функциональная коммуникация» используется в рамках прикладного анализа поведения (ПАП, ABA, Applied Behavior Analisis) и других методиках, основанных на принципах ПАП. Среди них система общения с помощью обмена карточками (PECS, Picture Exchange Communication System) для неговорящих или плохо говорящих детей и взрослых [2, 3].  Созданная в 1985г. Энди Бонди и Лори Фрост методика альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), изначально предназначалась для помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), но она также подходит и для других детей и взрослых, имеющих социально-коммуникативные особенности и специфические расстройства речи, для больных после инсультов, черепно-мозговых травм, для людей с различными ментальными нарушениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_sistemy_pecs.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ системы PECS

Первоначально термин «коммуникация» отражал преимущественно участие в политическом союзе, совместном деле. Со временем возникли новые понятия: «речевая коммуникация», «коммуникативное действие», «коммуникативное поведение». В 1950-х гг. в теории коммуникации это взаимодействие стало рассматриваться как социальный, межличностный процесс, т.е. каждый участник коммуникации оказывает на него некоторое влияние [1].

Коммуникация представляет собой не только прием и передачу информации, но и создание некой общности,         определенного уровня взаимопонимания между участниками, предполагающего необходимость обратной связи. Таким образом не всякое слово, жест или взгляд представляет собой коммуникативное действие. Выделяют также функциональную коммуникацию – тот ее вид, который направлен на удовлетворение своих основных потребностей, в том числе и физических.

Особенно часто термин «функциональная коммуникация» используется в рамках прикладного анализа поведения (ПАП, ABA, Applied Behavior Analisis) и других методиках, основанных на принципах ПАП. Среди них система общения с помощью обмена карточками (PECS, Picture Exchange Communication System) для неговорящих или плохо говорящих детей и взрослых [2, 3].  Созданная в 1985г. Энди Бонди и Лори Фрост методика альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), изначально предназначалась для помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС), но она также подходит и для других детей и взрослых, имеющих социально-коммуникативные особенности и специфические расстройства речи, для больных после инсультов, черепно-мозговых травм, для людей с различными ментальными нарушениями.

Такой обширный спектр нарушений, при которых применение данной системы в качестве АДК эффективно, обусловлен тем, что для начала использования системы не нужны предварительные навыки, такие, как учебное поведение, разделенное внимание, указательный жест, способность различать изображения и т.д. При этом существует возможность модификации карточек, в зависимости от особенных потребностей ученика PECS. Так для ученика с нарушением зрения, изображения на карточках могут быть контрастными и черно-белыми, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата карточки можно выполнить крупнее, объемнее, для более легкого их захвата.

Система PECS состоит из 6 последовательных этапов. Так сначала ученик осваивает навык просьбы – обмен карточки на желаемый предмет, затем учится быть настойчивым, проявлять инициативу, использовать карточки для составления различных логико-грамматических конструкций (от простого до распространенного предложения), комментировать свои чувства, события настоящего, прошлого, собственных ожиданий и планов.

В процессе освоения данной методики ученик PECS научается таким жизненно необходимыми компетенциями, как навык просьбы, навык отказа и согласия, поиск коммуникативного партнера, комментирование событий, болевых ощущений. Расширение репертуара функциональных коммуникативных действий позволяет ученику быть более уверенным в себе и успешным в различных жизненных ситуациях, учебной деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми.  

Методика является научно обоснованной и ее эффективность подтверждается большим количеством международных исследований и публикаций в рецензируемых журналах [4], число которых с каждым годом растет. Помимо непосредственного появления системы коммуникации у ученика, PECS часто способствует увеличению вокальных просьб и снижению частоты эпизодов нежелательного поведения [5], а также является предпосылкой для освоения навыка глобального чтения. Еще одним несомненным плюсом системы PECS является простота в создании и использовании карточек и возможность общения даже с неподготовленными собеседниками (в отличие, например, от жестового языка).

С течением времени активный словарный запас ученика PECS растет, количество используемых карточек в папке увеличивается, процесс изготовления новых карточек становится все более трудоемким, и перед родителями и специалистами встает вопрос о переходе с низкотехнологичной системы коммуникации (личная папка с карточками) к высокотехнологичной (планшетные устройства) [6]. Для использования планшетного устройства необходимо установить на него электронное коммуникативное приложение PECS IV+. Переход на высокотехнологичное устройство имеет ряд условий для освоенных навыков и внешних факторов, без соблюдения которых использование приложения PECS IV+ не только не целесообразно, но и негативно влияет на развитие функциональную коммуникацию ученика.

Обе системы имеют свои достоинства и недостатки, поэтому при использовании АДК PECS на 4 этапе и выше и переходе на планшет, рекомендуется оставлять папку с карточками как запасной вариант, например, на случай поломки устройства.

Методика PECS основывается на личной мотивации и заинтересованности ученика, поэтому ее применение обязано выходить за рамки занятий со специалистами, уроков в школе, распространяясь на любую, в том числе и повседневную, деятельность. Каждый новый день, новое место, событие или человек способны чем-то привлечь ученика, и задача находящегося рядом взрослого помочь ему проявить себя в нужный момент через свои желания.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что данный тип АДК является очень удобным для большинства учеников, их родителей, а также образовательных учреждений в виду простоты изготовления, реализации и эффективности методики.

Подготовила учитель-логопед Марченко А.В.

Литература

  1. Айвазян, О. О. Коммуникация и речь [Текст] / О. О. Айвазян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. — 2012. — № 3. — С. 123-127.
  2. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS: Руководство для педагогов. Москва: Теревинф, 2011. 416 с.
  3. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / ред.-сост. В.Л. Рыскина. Санкт-Петербург: Скифия, 2016. 288 с.
  4. RESEARCH / [Электронный ресурс] // Pyramid Educational Consultants: [сайт]. — URL: https://pecsusa.com/research/ (дата обращения: 20.11.2023).
  5. Попова, О. А., Филина, Н. М. Влияние системы альтернативной коммуникации PECS на проявления вокальной речи у детей с аутизмом [Текст] / О. А. Попова, Н. М. Филина // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — № S2. — С. 23-39.
  6. Попова, О. А. Обзор электронного коммуникативного приложения системы альтернативной коммуникации PECS IV+ [Текст] / О. А. Попова // Аутизм и нарушения развития. — 2023. — № 1. — С. 41-48.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для альтернативной коммуникации (PECS)

Карточки на русском языке. Изображение и надпись....

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

Система альтернативной коммуникации: PECS

Презентация содержит в себе информацию о Системе альтернативной коммуникации (PECS). Представлены: предназначение карточек, их разновидности и этапы работы....

PECS-системакоммуникаций

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности ...

Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) для обучающего с ТМНР

Коррекционно-развивающая работа по альтернативной коммуникации для детей с ТМНР через систему PECS сложный и трудоемкий процесс. Для каждого обучающегося требуется индивидуальный подход и разное колич...

"Отработка навыка коммуникации по книге PECS".

quot;Отработка навыка коммуникации по книге PECS"....