Сообщение " Приёмы альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями"
статья по логопедии (3 класс)

Пятый учебный год я работаю учителем надомного обучения с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, у которых отсутствует речь из-за системного недоразвития речи. Коммуникация - основа жизни человека. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_alternativnoy_i_dopolnitelnoy_kommunikatsii.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы альтернативной и дополнительной

коммуникации в работе с обучающимися

 с интеллектуальными нарушениями

   С каждым годом всё больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У них отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи), интеллектуальная недостаточность, а также нарушения в мотивационно – потребностной, социально – эмоциональной, моторно – двигательной сферах.

  Коммуникация – основа жизни человека. Успешное социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие невозможно без свободной коммуникации. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребёнка. В качестве знаковой системы вербальной коммуникации выступает человеческая речь, которая служит универсальным средством коммуникации. Коммуникация предполагает общение не только с помощью слов. Речь – только один из способов, которыми мы передаём свои сообщения.

Есть много дополнительных средств (жесты, символы, письменные слова), облегчающих как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами люди пользуются во всём мире.

   К невербальным знаковым системам, выполняющим функцию универсального средства общения, относятся способы коммуникации, основанные на манипуляции конкретными абстрактными изображениями. В числе таких систем – Блисс – коммуникация и метод пиктограмм. Являясь более простым по сравнению с Блисс – коммуникацией, метод пиктограмм шире используется в практике отечественных коррекционных педагогов. Так, Т. Г. Боровенко, Т. Г. Визель, В. М. Шкловский разработали метод пиктограмм для восстановления коммуникации больных с афазией.

   Но нецелесообразно отдавать предпочтение только невербальным средствам, а нужно сопоставлять вербальные и невербальные способы общения и применять те приёмы, которые помогают достичь запланированного результата коммуникации с конкретным ребёнком.

   Чтобы выразить собственные мысли и желания, многим детям с ОВЗ необходимы дополнительные способы коммуникации. Это может быть коммуникация с помощью рук – способ, основанный на использование жестов и знаков, графические способы, когда ребёнок показывает на картинки или какие – то символы.

    Общение – сложный многоплановый процесс установления развития контактов между людьми, которое имеет три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие людей друг с другом в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Все стороны общения – коммуникативная, интерактивная и перцептивная – взаимосвязаны и взаимообусловлены. Если речь и связанное с ней вербальное общение у ребёнка с ОВЗ не развиты или крайне пассивны, следует использовать невербальное общение. Любой человек с нарушениями в развитии может научиться в доступной ему форме выражать свои потребности. С этой целью в обучение вводят альтернативную и дополнительную коммуникацию.

  Альтернативная коммуникация – общение лицом к лицу с собеседником без использования речи. Ребёнок использует данные средства без речи, он не комментирует.

Примеры альтернативной коммуникации – жесты, графические знаки, предметные символы, письмо.

Система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей. Так в Оксфорде разработан язык жестов для детей с синдромом Дауна, который называется «Смотри и говори». Эту систему используют при обучении умственно отсталых детей.

Графические символы включают в себя символы – изображения, такие как Блисс – символы, символы в виде картинок, пиктограммы.

    Дополнительная ( вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребёнка с ОВЗ не развита устная речь в полном объёме, но он может называть отдельные звуки, слова.

Выбор дополнительного средства коммуникации осуществляется группой специалистов, он всегда индивидуален.

Пиктографическая коммуникация родом из Канады. Эта система впервые стала применяться вместо Блисс – символов для людей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Пиктограммы представляют собой стилизованные рисунки, они проще Блисс-символов, поэтому родители и специалисты легко их понимают.

Картиночные символы коммуникации появились в США. Это простые чёрно-белые контурные рисунки с написанными внизу словами. Изначально они назывались ребус-символами, затем возникла их расширенная версия, которая стала называться системой Макатон. Данные символы используются в работе с людьми с интеллектуальной недостаточностью.

Картинки, т.е. рисунки и фотографии – форма графической коммуникации.

  В своей практике со своими  обучающимися  начала использовать приёмы глобального чтения.

Глобальное чтение. Что это такое?

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать картон белого цвета, а шрифт чёрный. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребёнок сможет соотносить предмет и его изображение.  Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

Методика Глена Домана.

Много лет назад, обучая чтению умственно отсталых детей, нейрофизиолог Глен Доман попробовал просто показывать детям карточки со словами, написанными крупным шрифтом, и громко произносить их вслух. Весь урок занимал 5 – 10 секунд, но таких уроков было несколько десятков. И дети научились читать. Сейчас этот метод используется как для обучения детей с ОВЗ, так и для обучения здоровых детей.

Принцип методики состоит в том, что малышу многократно демонстрируются карточки со словами. Слово написано целиком, а не по слогам. Методика построена на определённом воздействии на отдельные участки детского мозга. Демонстрация карточек проходит на расстоянии 35 см от лица. В руки ребёнку карточки не даются. Показ длится 2 - 3 секунды, в течение которых чётко произносится написанное слово. Начинать надо с простых, хорошо знакомых ребёнку слов. Показывается не более 5 карточек за 1 раз.

Заключение.

При выборе системы альтернативной коммуникации для каждого отдельного ребёнка нужно учитывать ряд моментов.

Во-первых, она должна облегчать повседневную жизнь, позволять детям в меньшей степени чувствовать себя инвалидами.

Во-вторых, введение альтернативной системы общения должно быть скоординировано со всеми остальными услугами (медицинскими, по социальному сопровождению и т.д.).

В-третьих, обучение речи и коммуникации не должно быть отделено от других форм терапии и поддержки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра

Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

В данной рабочей программе представлены цели, задачи учебного предмета. Раскрыто основное содержание, планируемые результаты освоения программы, тематическое планирование...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР) 1-4 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными наруш...

Здоровьесберегающие технологии в работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения

Практический материал для использования на уроках, при оформлении презентаций...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Основные направления воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

В данной статье рассматриваются направления воспитательной работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями в рамках школьного обучения....

Использование нейропсихологических приёмов с целью повышения уровня техники чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Цель: система нейропсихологических упражнений для повышения техники чтения у детей с разным начальным уровнем подготовки.Задачи:- развить навык смыслового чтения;- лучше понимать, запоминать и переска...